Монографии
Киберагрессия и цифровая культура: представления подростков, молодежи и родителей
Процессы цифровой трансформации общества выступают катализаторами формирования «новой социальности» – цифровой, в рамках которой подростки и молодые люди – активные пользователи интернета – сталкиваются как с позитивными, так и с деструктивными практиками в цифровой среде и в смешанной онлайн/офлайн реальности. Цель монографии – исследовать опыт столкновения подростков и молодых людей с киберагрессией, а также представления об этом родителей подростков. На основе анализа эмпирических данных изучены особенности онлайн-активности трех поколений, определено место киберагрессии в системе онлайн-рисков, выявлены основные характеристики и механизмы киберагрессии, исследованы наиболее распространенные ее виды, их специфика и ролевая структура, проведено сравнение представлений об онлайн- и офлайн-агрессии у разных поколений, изучены стратегии родительской медиации при столкновении подростков с ситуациями деструктивного поведения в сети, проанализированы представления о регуляции цифрового пространства и ответственности за снижение деструктивности в сети. На основе комплексного многоуровневого подхода представлены рекомендации по повышению цифровой культуры, снижению и профилактике киберагрессии. Монография адресована психологам, педагогам, представителям органов государственной власти в сферах социальной политики и образования, руководителям, экспертам и специалистам органов управления образованием и образовательных учреждений, представителям СМИ и IT-индустрии, родителям, широкому кругу специалистов, интересующихся вопросами влияния цифровых технологий на благополучие детей.
Цифровое поколение России: компетентность и безопасность
Цель данной монографии – сквозь призму зон риска и ближайшего развития подрастающего поколения изучить специфику использования цифровых технологий в современных семьях с детьми 5–16 лет, а также особенности развития высших психических функций у детей-пользователей Интернета. На основе анализа эмпирических данных систематизированы преобладающие практики применения цифровых технологий в семьях, в том числе характеристики онлайн-активности, опыт столкновения с онлайн-рисками, специфика освоения цифровых устройств и уровень цифровой компетентности, место Интернета и цифровых технологий в образе мира детей и родителей, факторы благополучия детей и связь с рядом показателей их цифровой активности; выявлена роль значимых взрослых в медиации цифровой активности детей, связь характера детско-родительских отношений и стратегий родительской медиации онлайн-деятельности детей. Специальное внимание уделено особенностям нейрокогнитивного развития возрастных групп детей и подростков, отличающихся интенсивностью использования Интернета, содержанием онлайн-деятельности, уровнем цифровой компетентности, психологическим благополучием, а также спецификой детско-родительских отношений и родительской медиации. Монография адресована психологам, педагогам, педиатрам, специалистам в области медиаобразования, представителям СМИ, руководителям, экспертам и специалистам органов управления образованием и образовательных учреждений, представителям IT-индустрии, широкому кругу специалистов, интересующихся вопросами влияния цифровых технологий на развитие детей.
Монография посвящена исследованию особенностей использования современными российскими детьми и подростками инфокоммуникационных технологий в различных онлайн-контекстах. На основе аналитических обзоров зарубежных и отечественных работ и серии авторских эмпирических исследований детей и подростков, их родителей и учителей (2009-2016 гг.) рассматриваются векторы изменений представителей цифрового поколения, особенности новой социальной ситуации развития и цифровой социализации, проблемы онлайн-безопасности и возможности совладания подростков с онлайн-рисками, связь особенностей пользовательской активности детей и подростков с различными стратегиями родительской медиации и цифровой компетентностью как детей, так и взрослых.
Цифровая компетентность подростков и родителей
В 2013 г. Фонд Развития Интернет и факультет психологии МГУ имени М.В. Ломоносова при поддержке компании Google реализовал всероссийское социально-психологическое исследование «Цифровая компетентность подростков и родителей». Опрос проводился Аналитическим центром Юрия Левады по специально разработанной методике Фонда Развития Интернет.
В монографии рассматривается авторский подход к определению и диагностике цифровой компетентности личности в сетевом обществе. Представлены результаты первого общероссийского исследования цифровой компетентности подростков и родителей. Рассматриваются такие ее компоненты как знания, умения, мотивация и ответственность в разных сферах деятельности в интернете (работа с контентом, коммуникация, техносфера, потребление); показывается необходимость учета как отношения человека к интернету, так и особенностей его деятельности. Обсуждаются вопросы разработки образовательных программ по формированию и повышению цифровой компетентности у взрослых и подростков. Монография адресована руководителям и экспертам органов управления образованием и специалистам образовательных учреждений, педагогам, психологам, социологам, специалистам в области медиаобразования, представителям СМИ, широкому кругу специалистов, занимающихся проблемами развития интернета и его влияния на цифровое поколение, а также родителям и всем, кто интересуется психологией интернета.
Дети России онлайн
Исследование «Дети России онлайн» осуществлено сотрудниками Фонда Развития Интернет, факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова и Федерального институра развития образования Минобрнауки россии. Оно является частью международношго исследовательского проекта Еврокомиссии EU Kids Online II
Подробнее об участии Фонда в проекте на официальном сайте
Пойманные одной сетью
В книге представлены результаты серии исследований «Моя безопасная сеть», проведенных в 18 регионах России в рамках Года Безопасного Интернета в России, общая выборка которых составила более 6000 школьников, их родителей и ИКТ-продвинутых педагогов. Главный фокус исследований — особенности восприятия детьми и взрослыми глобальной сети, проблемы безопасности российских детей и подростков в Интернете, роль родителей в обеспечении безопасности и компетентность педагогов в использовании современных ИКТ.
Интернет-зависимость: психологическая природа и динамика развития.
В книге подробно рассматриваются характерные для интернет-зависимых людей (взрослых и детей) способы поведения в сети. Ключевой вопрос: каковы признаки зависимости от интернета и кого считать зависимым. Данный вопрос также подробно обсуждается на страницах книги. Кроме того, имеется точка зрения, что такого заболевания, как интернет-аддикция, вообще нет, а те симптомы, которые считаются с ней связанными, представляют собой симптомы других заболеваний, не вызванных применением интернета. В первой на русском языке книге по зависимости от интернета представлен весь спектр мнений, высказанных и аргументированных ведущими отечественными и зарубежными специалистами по данной теме – психологами и психиатрами. Книга может быть рекомендована специалистам в области психологии, медицины, информатики, а также специалистам в области психологии, медицины, информатики, а также педагогам и всем заинтересованным пользователям современных сетевых технологий.
Интернет и наука: 15 лет пути. Ведущие специалисты по информационным технологиям о прошлом, настоящем и будущем Интернета. (2005)
Сборник интервью. был выпущен к 15-летнему юбилею отечественного интернета. Он посвящен истории интернета в России и проблемам взаимодействия науки и интернета. Интервьюеры Фонда беседовали с ведущими специалистами в области IT, которые стояли у истоков возникновения интернета в стране. Все они - родом из науки, и каждый внес свой особый вклад в развитие отечественного интернета. Министры, ученые, политики, бизнесмены вспоминают, делятся мыслями, заглядывают в будущее компьютерных сетей, обсуждают роль науки и образования в развитии информационных технологий. В интервью также затрагивались вопросы о перспективах развития научных сетей и интернета в целом и задачах, которые стоят перед Рунетом сегодня.