Дошкольники и цифровые технологии (Young Children (0-8) and Digital Technology) (2014-2016 гг.)
В исследовании приняло участие 10 семей из Москвы (РФ), в которых был хотя бы один ребёнок в возрасте до 8 лет. Исследование проходило в форме беседы согласно специальному протоколу и включала в себя элементы наблюдения и естественного эксперимента. Интервьюер проводил беседу сначала с родителями, а потом с детьми.
В ходе исследования были рассмотрены четыре основных проблемы:
- использование цифровых технологий детьми и родителями,
- восприятие цифровых технологий детьми и родителями,
- роль цифровых технологий в жизни семьи,
- особенности родительской медиации использования цифровых технологий детьми.
Основные результаты исследования 2015 года:
Дошкольники активно осваивают цифровые технологии. Большинство опрошенных детей хорошо знакомо с различными цифровыми технологиями и владеют необходимыми навыками их использования. Многие из них с лёгкостью осваивают новые устройства и приложения без помощи родителей, просто наблюдая за взрослыми. Самым любимым устройством для всех опрошенных детей оказался планшет — многофункциональное и мобильное устройство, которое чаще всего используется для развлечения. Во многих семьях родители покупают специальный планшет, которым пользуются исключительно дети. Доступ к персональным компьютерам и ноутбукам для детей, как правило, оказывается ограниченным.
Дети не замечают минусов цифровых технологий. Большинство детей воспринимают цифровые технологии очень позитивно, они неизменно вызывают у них радость и интерес, а некоторых случаях даже чрезмерную увлечённость. Немногие дети готовы признать, что у планшетов есть свои минусы, но это не влияет на общее отношение к ним. Родители более трезво оценивают цифровые технологии. Больше всего их беспокоит чрезмерная увлечённость детей планшетами, а также возможность столкновения детей с негативным контентом в Сети, например, со сценами насилия и жестокости.
Цифровые технологии разъединяют родителей и детей. К сожалению, сегодня цифровые технологии скорее разъединяет семьи, чем объединяет их. Чаще всего родители используют планшеты вместо няньки, чтобы отвлечь или развлечь ребёнка, когда они заняты. Как правило, дети и родители используют цифровые технологии независимо друг от друга. Исключение составляет Скайп, который позволяет родителям и детям общаться друг с другом в 28 командировках. Многие родители осведомлены об образовательных и развивающих возможностях Интернета, но лишь в одной семье они реально используются.
Родители устанавливают правила и сами их нарушают. В большинстве семей существуют достаточно чёткие правила в отношении времени использования устройств и выхода в Интернет. Чаще всего эти правила устанавливаются уже после того, как дети и родители столкнулись с определёнными проблемами, например, чрезмерной увлечённостью устройством. Родители редко обсуждают правила с детьми, поэтому они готовы нарушить их при любой удобной возможности. Родители и сами довольно часто забывают о правилах и ведут себя непоследовательно в отношении своих детей.
Подводя итог работе в целом, можно сказать, что современные родители не готовы стать проводниками в мир цифровых технологий для своих детей. В связи с этим, родителей необходимо учить тому, как эффективно использовать Интернет для развития и обучения детей. В частности, информацию об этом, например, брошюры, можно распространять во время исследования. Одной из наиболее интересных проблем для дальнейших исследований является проблема влияния цифровых технологий на процессы психического развития детей, в частности, на формирование таких психических функций, как: память, внимание, мышление, речь, чтение.
Основные результаты исследования 2016 года:
Как дети в возрасте до 8 лет используют цифровые технологии?
Результаты исследования показывают, что большинство современных российских детей в возрасте до 8 лет хорошо знакомы с различными цифровыми устройствами, и являются достаточно уверенными и активными пользователями. В среднем возраст, когда маленькие дети начинают пользоваться цифровыми устройствами, составляет 3 года (разброс от 1,5 до 5 лет). Как правило, дети начинают использовать устройства с подачи родителей или старших братьев и сестёр. Обычно к пяти годам большинство детей уже имеет опыт использования различных устройств: смартфонов, планшетов, ноутбуков и т.д. Вместе с этим, большинство детей отдают предпочтение смартфонам и планшетам, их привлекает многофункциональность и портативность устройств. Чаще всего родители согласны с тем, что наиболее подходящим устройством для ребёнка является специальный детский планшет без подключения к Интернету. Примерно половина опрошенных детей уже имеет собственные планшеты, либо «унаследованные» от родителей и старших братьев и сестёр, либо купленные специально для них. Следует отметить, что часто родители покупают ребёнку собственный детский планшет из прагматически соображений. Цена такого устройства не велика, а функционал ограничен. Если ребёнок сломает его, то так будет лучше, чем он испортит папин компьютер.
Практически все опрошенные дети используют устройства для развлечения: игры и просмотр мультфильмов. Дети младшего школьного возраста также используют планшеты и компьютеры для учёбы, в частности, для выполнения домашних заданий. Следует отметить, что и дети, и родители достаточно низко оценивают качество развивающих и образовательных приложений, представленных на рынке.
Большинство опрошенных родителей и детей отмечают, что современные дети, как правило, самостоятельно осваивают цифровые технологии. Практически никто из взрослых специально не обучал детей пользоваться планшетом или смартфоном. Большинство детей учатся методом проб и ошибок, большую роль в освоении новых технологий играет латентное обучение в процессе наблюдения за взрослыми. Благодаря этому у родителей часто складываются неверные представления о том, на что способны их дети. Как показывает опыт, взрослые часто недооценивают уровень владения цифровыми устройствами их детьми. Большинство опрошенных детей умеют самостоятельно включать планшет или смартфон, находить игровые приложения, пользоваться браузером для поиска интересующих их мультфильмов, многие умеют делать фотографии и видеозаписи, устанавливать и удалять программы из Интернета. Дети младшего школьного возраста получают определённые знания о цифровых технологиях на уроках информатики. Как правило, работа с ноутбуками и персональными компьютерами даётся детям хуже, отчасти из-за особенностей самих технологий, а отчасти из-за отсутствия опыта.
Если говорить о цифровой грамотности детей младшего возраста в целом, то она носит достаточно фрагментарный и однобокий характер. Дети хорошо владеют теми приложениями, которые они часто используют (игры и видеохостинги), а остальные возможности технологий оказываются за пределами их внимания. Вероятно, такое положение дел связано со стихийным характером освоения технологий. Представление о том, что современные дети в состоянии самостоятельно научиться работать с цифровыми устройствами без помощи взрослых, — это миф, широко распространённый среди взрослых.
В среднем большинство опрошенных нами детей пользуются планшетами и другими устройствами не более часа в сутки. В выходные дни, а также при особых обстоятельствах, например, в долгой поездке, это время может существенно возрастать до
Большинство опрошенных нами родителей являются достаточно активными пользователями цифровых технологий: они используют их, как для работы, так и для развлечения и общения. Результаты исследования показывают, что существует определённая связь между интенсивностью использования цифровых технологий родителями и детьми, однако она носит не однозначный характер. С одной стороны, в семьях, где родители являются активными пользователями, дети имеют доступ к большему числу технологий и постоянно видят перед глазами пример взрослых, использующих эти технологий. Это способствует более раннему и более активному приобщению детей к цифровым технологиям. С другой стороны, родители — активные пользователи лучше осознают все достоинства и недостатки новых технологий, поэтому они более ответственно подходят к процессу воспитания детей и стремятся ограничить доступ и использование цифровых устройств детьми.
Как разные члены семьи относятся к цифровым технологиям?
Большинство опрошенных детей позитивно воспринимают цифровые устройства: они вызывают у них неизменный интерес и энтузиазм. Дети с радостью рассказывают о своих устройствах взрослым, с удовольствием демонстрируют свои навыки работы с планшетом или смартфоном. Вместе с этим, представления детей о цифровых устройствах носит достаточно размытый и обобщённый характер, они сильно ограничиваются их личным опытом. Как уже отмечалось, большинство опрошенных детей используют планшеты и смартфоны для игры и просмотра мультфильмов, поэтому самые серьёзные проблемы, с которыми он сталкивались — это поломка устройства или отсутствие Интернета. Вероятно, поэтому они практически не имеют никаких представлений о рисках, связанных с использованием устройств.
Косвенно об отношении детей к новым технологиям свидетельствует то, как они переживают их отсутствие. Большая часть опрошенных детей довольно спокойно относятся к ситуации, когда родители забирают у них планшет или смартфон. Некоторые из них буквально забывают о существовании цифровых устройств, когда у них есть другие, более интересные занятия, например, игры с друзьями или совместный досуг с родителями. Вместе с этим, некоторые дети сильно переживают, если взрослые отнимают у них планшет, они начинают капризничать и плохо себя вести.
Большинство опрошенных нами родителей признают, что цифровые устройства являются неотъемлемой частью жизни современного человека, поэтому дети с раннего возраста должны уметь ими пользоваться. Вместе с этим, отношение современных родителей к цифровым устройствам довольно противоречивое и неоднозначное. На словах родители много говорят об образовательном и развивающем потенциале планшетов и смартфонов, но на практике подавляющее большинство из них используют эти устройства для развлечения детей в тех ситуациях, когда другие виды досуга недоступны. Современные родители достаточно хорошо осознают риски, связанные с использованием цифровых устройств, в первую очередь, чрезмерное использование, негативная информация из Интернета, опасные связи в социальных сетях, поэтому они прибегают к использованию устройств в последнюю очередь, когда ребёнка просто больше нечем занять. Также в ходе исследования была обнаружена следующая закономерность: чем моложе родители, тем позитивнее они относятся к цифровым технологиям в целом, и тем лучше они осознают риски, связанные с их использованием. Родители старшего возраста демонстрируют более консервативные убеждения.
Как родители регулируют использование цифровых технологий детьми?
Подавляющее большинство опрошенных родителей стараются контролировать использование цифровых устройств детьми, в первую очередь, это относится времени, проводимом за устройством и программами, установленными на нём. Никто из опрошенных нами родителей не использует специальных технических средств контроля за ребёнком, большинство из них используют традиционные средства воспитания. Родители сами просматривают игры и мультфильмы, которые нравятся их детям, и принимают решение устанавливать их на планшет или удалить. Большая часть родителей стараются так организовать распорядок дня и досуг ребёнка, чтобы времени на цифровые устройства практически не оставалось.
Специальные правила использования цифровых устройств присутствуют далеко не во всех семьях. Как отмечают родители, в ситуации, когда ребёнок весь день занят в школе и на спортивных секциях, необходимость в правилах отпадает сама собой. В тех семьях, где правила существуют, они обычно принимаются родителями в одностороннем порядке, и в ряде случаев дети даже не знают об их существовании. В первую очередь, правила касаются устройств, которые может использовать ребёнок, и времени, которое можно проводить с устройством. Во многих семьях существует достаточно строгое закрепление каждого устройства за одним членом семьи, например, компьютер — за папой, ноутбук — за мамой, планшет — за ребёнком. Как правило, родители строго запрещают детям пользоваться своими устройствами, поступая подобным образом не только из соображений детской безопасности, но и опасения, что ребёнок может сломать дорогое устройство. Среди самых необычных правил — «правило чистых рук» — перед использованием планшета нужно тщательно вымыть руки. Также большинство родителей запрещают детям пользоваться устройствами в школе или детском саду.
Хотя правила встречаются далеко не во всех семьях, большинство родителей понимают, что они нужны, и планируют ввести их в будущем, когда ребёнок подрастёт. Также многие опрошенные родители планируют в будущем использовать технические средства контроля за ребёнком, в первую очередь, программы контентной фильтрации. Примечательно, что в настоящее время ни в одной из семей, где проводилось исследование, на устройствах нет паролей, которые могли бы ограничить использование устройств без присмотра родителей.
Какую роль цифровые технологии играют в жизни детей и их родителей?
В целом полученные нами результаты свидетельствуют о том, что роль цифровых технологий в жизни детей ограничивается развлечениями — играми и просмотром мультфильмов, причём, в большинстве случаев такая роль определяется их родителями. Практически все опрошенные взрослые отмечают, что завели планшет для ребёнка с целью обучения и развития, но по факту они используют его как средство развлечения, когда ребёнка больше нечем занять.
Складывает впечатление, что у даже у самых современных и продвинутых родителей есть определённое предубеждение по отношению к цифровым технологиям, которое они сами не всегда осознают. На словах они говорят о том, что планшеты и смартфоны являются неотъемлемой частью жизни современного человека, а на деле они прибегают к традиционным формам воспитания, на которых выросли сами. В частности, этот подход проявляется в выборе мультфильмов для совместного просмотра: современные мультики воспринимаются как плохие и отупляющие, а мультфильмы из папиного или маминого детства как хорошие и развивающие.
В силу того, что роль цифровых устройств сводится к играм и просмотру мультфильмов, родители не считают нужным учить своих детей пользоваться планшетами и смартфонами, поэтому детям приходится учиться самостоятельно, а результаты такого обучения носят фрагментарный и односторонний характер. Соответственно и правила пользования устройствами носят довольно односторонний характер. Кажется, что родители воспринимают планшеты как «неизбежное зло» и по возможности стремятся ограничить их роль в жизни детей. Поэтому в стратегиях родительской медиации преобладает пассивный и запрещающий подходы. Даже те родители, которые уделяют много внимания воспитанию детей в целом, в вопросах цифровых технологий, в первую очередь, думают о минимизации вреда.
Следует признать, что современные родители не видят и не верят в образовательный потенциал цифровых технологий, поэтому они не в состоянии реализовать его в процессе воспитания детей. По их мнению, присутствие цифровых технологий в жизни ребёнка является необязательным, поэтому оно должно достаточно строго контролироваться взрослым, причём в одностороннем порядке. Пока такое положение дел сохраняется, цифровые технологии так и будут оставаться не более чем дорогой игрушкой в руках ребёнка, а уровень цифровой грамотности детей будет оставаться крайне низким.
В ходе исследования было обнаружено явное противоречие в отношении родителей к цифровым технологиям и их использовании в воспитании детей. Почти все без исключения родители на словах говорят о том, что цифровые технологии являются неотъемлемой частью жизни современного человека, а на деле стремятся свести к минимуму использование планшетов и смартфонов детьми, рассматривая их как «неизбежное зло», с которым приходится мириться.
Результаты по международному исследованию, в том числе и российскому, представлены в публикациях:- G. Soldatova, V. Shlyapnikov, O. Olkina. Young children
(0-8) and digital technology. A qualitative exploratory study — National report — Russian Federation // Young children(0-8) and digital technology. Luxembourg: Publications Office of the European Union, 2015. — pp.410-437. URL: http://publications.jrc.ec.europa.eu/repository/handle/JRC93239 - Soldatova G., Teslavskaia (Olkina) O. Young children
(0-8) and digital technology. Russian Report // Chaudron S., Di Gioia R., Gemo M. Young children(0-8) and digital technology, a qualitative study across Europe, JRC 110359, EUR 29070 EN, Publications Office of the EU, 2018. URL: https://ec.europa.eu/jrc/en/publication/eur-scientific-and-technical-research-reports/young-children-0-8-and-digital-technology-qualitative-study-across-europe