Исследование особенностей использования цифровых технологий дошкольниками
Исследование проводилось в форме полустандартизированных интервью с детьми дошкольного возраста московских дошкольных учреждений в условиях естественного эксперимента. Беседа проходила в свободной форме, с глазу на глаз, в привычной для ребёнка обстановке (игровая комната в детском саду). Для того, чтобы настроить ребёнка на разговор, интервьюер предлагал ему на выбор планшет или смартфон и наблюдал за тем, как он использует предложенное ему устройство.
Детям были заданы вопросы, касающиеся следующих аспектов использования планшетов и смартфонов:
- Умение использовать устройства и степень уверенности владения ими;
- Основные способы использования, предпочитаемые ресурсы (игры, приложения и т.д.);
- Обучение использованию устройств и помощь родителей;
- Представления детей об Интернете и умение пользоваться им;
- Столкновение с негативным опытом при использовании планшетов и смартфонов.
Ход интервью фиксировался на диктофон, по ходу беседы интервьюер вёл детальный протокол наблюдения. В среднем одно интервью, в зависимости от особенностей ребёнка и его знаний, занимало около 15-20 минут.
Всего было опрошено 46 детей дошкольного возраста, посещающих подготовительные группы в двух детских садах ЮЗАО и ЮАО г. Москвы. В исследовании приняли участие 25 девочек и 21 мальчик в возрасте 6 (31 человек) или 7 (15 человек) лет.
Основные результаты исследования:
- 95% российских дошкольников умеют пользоваться планшетами, 80% - смартфонами и мобильными телефонами, 48% - имеют свой собственный планшет. Примерно половина опрошенных детей используют планшет каждый день или через день. Около 80% детей уверенно используют планшеты и технологию touchscreen.
- 80% опрошенных детей предпочитают планшет телефону: 88% детей ответили, что используют планшет для игр, 34% - для просмотра мультфильмов и фотографий, 10% - используют образовательные программы. Очень немногие дети зарегистрированы в социальных сетях, поскольку в этом возрасте игра кажется интереснее, чем общение в Сети.
- 26% опрошенных детей считают, что научились самостоятельно пользоваться планшетом; 20% детей в освоении устройства помогли папы; 16% - мамы; 12% - братья и сёстры; 4% - дедушка; 22% детей затруднились дать ответ на этот вопрос. Судя по высказываниям, большую роль в освоении планшета в этом возрасте играет латентное научение через наблюдение и подражание взрослым.
- Несмотря на активное использование планшетов, дети плохо разбираются в Интернете и имеют смутные представления о нём: 22% детей вообще не знают об Интернете, 84% - смотрят в Интернете мультфильмы, играют в игры, 24% - скачивают игры из Интернета, 20% - могут подключится к Сети с помощью браузера.
- 15% опрошенных детей уже имеют негативный опыт использования Интернета: они сталкивались с вредоносным программным обеспечением, негативным контентом, мошенничеством и т.д. При этом лишь у 20% опрошенных детей родители пытаются контролировать и ограничивать использование планшета.