Буллинг и кибербуллинг у российских подростков (2015-2016 гг.)
2015 год
Цели: изучить распространение буллинга и кибербуллинга на подростках в школе.
Методы: Для исследования была разработана авторская анкета по дружбе в реальной жизни и социальных сетях, которая включала блок из 8 вопросов на столкновение с буллингом и кибербуллингом, взятая из методики EU Kids Online. Сбор данных проходил методом опроса учеников в школе.
Выборка: В исследовании приняли участие 196 учеников подмосковной школы от 10 до 18 лет, 50% мальчики, 50% девочки. Большую часть выборки (67%) составили дети от 11- 13 лет.
Результаты: Каждый пятый ребенок (20%) признался, что за последний год обижал или оскорблял других людей, 7% опрошенных предпочли не отвечать на данный вопрос, а 12,2% затруднялись ответить. 12% от общего числа опрошенных ответили, что занимались буллингом в школе, 14% что занимались буллингом в интернете, и 4% опрошенных ответили, что делали это с помощью мобильного телефона.
В среднем 37% детей, признались, что кто-то обижал или оскорблял их за последние 12 месяцев, 11% предпочли не отвечать на этот вопрос, а 14% затруднялись ответить. 21 % от общего числа опрошенных ответили, что это происходило лицом к лицу, 28% — что это происходило в школе, 24 % что это происходило по Интернету, 14 % что это происходило по мобильному телефону.
Роли участников буллинга (хамелеон, агрессор, жертва и наблюдатели) были выбраны по сочетанию ответов на 2 вопроса:
- Поступал ли кто-нибудь подобным обидным и унизительным образом в отношении тебя за последние 12 месяцев?
- Доводилось ли тебе в течение последних 12 месяцев вести себя таким образом, чтобы кому-либо другому вследствие этого было обидно или неприятно? 41, 8% (81 чел.) испытуемых ответили, что предпочитают не отвечать на вопрос или затрудняются ответить, 12,2% (24 чел.) испытуемых были выделены в группу «хамелеоны» (жертва-агрессор), 2,6% (5 чел.) — агрессоры, 17,9% (35 чел.) -жертвы, 25,5% (50 чел.) -наблюдатели. Выводы: 37% детей сталкивались с буллингом и 14% сталкивались с кибербуллингом, 20% детей признались, что буллили других и 14% детей делали это в интернете.
2016 год
В 2016 учебном году Фондом Развития Интернет было продолжено исследование буллинга и кибербуллинга в подростковой среде. Для исследования была разработана авторская анкета, которая включала ряд вопросов, направленных на изучение опыта столкновения с буллингом и кибербуллингом (большинство пунктов согласовано с опросной формой EU Kids Online). Для выявления специфических личностных характеристик детей, склонных принимать на себя роли жертвы, агрессора, наблюдателя в ситуации буллинга, также использовались стандартизированные психологические методики: модифицированный вариант теста Куна «Кто я? Кто я реальный? Кто я в Интернете?», опросник уровня агрессивности Басса — Перри.
Сбор данных проходил в несколько этапов:
- в форме очного анкетирования учеников и педагогов общеобразовательных школ: приняло участие 253 подростка
11-16 лет и 57 педагогов (регионы — Московская и Ярославская область). - в форме анонимного онлайн-опроса детей, родителей и учителей на платформе Дневник.Ру (проект реализован при поддержке компании Cartoon Network). Было опрошено 248 родителей, 303 учителя и 1014 детей
8-12 лет(2-6 классы).
Всего в опросе приняло участие 1503 чел., из них: 161 младшеклассник
Основные результаты по выборкам испытуемых
А) Младшие школьники (возраст —
По нашим данным, жертвой регулярного буллинга — подвергается травле каждый или почти каждый день, становится каждый пятый ребенок, причем большинство из них — дети в
Б) Учащиеся
За последний год ежедневно сталкивался с буллингом каждый третий ребенок данной возрастной группы (32%). Наиболее распространенной формой буллинга среди этой возрастной группы, как и среди младших школьников, является буллинг в школе (в классной комнате — 27%). При этом буллинг посредством электронных форм контакта встречается чаще — примерно каждый десятый младший подросток сталкивается с ним в интернете (9%), еще 4% — при использовании смартфона.
В) Родители (N=248, женщины — 96%, мужчины — 4%; пол ребенка: 52% — мальчики, 48% — девочки)
По предварительным оценкам результатов опроса, четверть родителей (26%) сообщили, что буллинг совершался систематически в той или иной форме — каждый день или почти каждый день (пинали, толкали, избивали; оскорбляли, обзывали, унижали; исключали из группы; оскорбляли посредством мобильной связи и или интернету) и 32% сообщили, что это случается несколько раз в неделю.
В качестве основных причин травли родители называют проблемы, возникающие в процессе общения в классе (около половины родителей выбрали данный вариант), а также слишком низкую или высокую успеваемость (отметил каждый третий родитель). Наиболее эффективной мерой совладания с буллингом родители считают 3 умение ребенка постоять за себя (35%), далее — беседы с обидчиками или перевод в другое образовательное учреждение (около четверти опрошенных родителей выбрали данный вариант как наиболее эффективный). Наименее эффективными стратегиями, с точки зрения родителей, выступает беседа с администрацией школы и обращение в правоохранительные органы: об этом заявили более 40% опрошенных.
Г) Учителя (N=303, М-7%, Ж-93%)
Оценки учителей относительно ситуаций школьного буллинга достаточно точно отражают реальность и совпадают с оценками самих детей. Примерно 40% учителей сообщили о том, что сталкивались в своей работе с ситуацией буллинга за последний год, каждый второй сказал о том, что большая часть оффлайн-буллинга ведется в классе (56%). При этом оценка кибербуллинга существенно завышена. О том, что дети подвергаются буллингу посредством воздействия электронных форм контакта, сказало больше половины учителей (56%). Хотя сталкивается с ним только каждый десятый младший подросток, а среди детей младшего возраста таковых единицы.
Большинство учителей (73%) сообщили, что в образовательных учреждениях ведется работа по профилактике буллинга. Среди наиболее эффективных мероприятий в данном направлении педагоги отмечают специальные занятия с классом (повышение сплоченности, толерантности и т.д.) (37%); мониторинг психологического климата в классе (32%). Наименее успешными формами противодействия травле учителя сочли собрания педагогического коллектива, на которых обсуждаются стратегии профилактики, реагирования и совладания с проблемой школьного буллинга (27%).