Исследование отношения российских детей и подростков к персональным данным и рискам, возникающим вследствие неосторожного обращения с личной информацией в Интернете (2014-2015 гг.)
В данном исследовании анализируется отношение российских детей и подростков к персональным данным, проблемы, возникающие в результате их неправомерного использования, а также отношение родителей к данному вопросу и возможности оказания ими помощи своим детям в защите персональных данных. Для этого сотрудниками Фонда был осуществлен контент-анализ информации, которую сообщает о себе подростковая аудитория, проведенный на основе поиска социальной сети ВКонтакте (март, 2015 г). Для проверки и уточнения данных, представляемых поиском, также было проведено исследование 100 профилей московских подростков
Для сравнительного анализа в работе были использованы данные, полученные в ходе исследования 2010 года, проведенного в рамках проекта Еврокомиссии EU Kids Online II (выборка по 11 регионам Российской Федерации составила 1025 пар родитель-ребенок в возрасте от 9 до 16 лет). Кроме этого, для анализа динамики рисков, возникающих вследствие неосторожного обращения с персональными данными, нами были использованы результаты исследования цифровой компетентности российских подростков и их родителей
Основные результаты: Ситуация в отношении рисков, связанных с персональными данными, за три года ухудшилась: в 2013 г. каждый второй ребенок пострадал от проблем, возникающих в результате ненадлежащего обращения с персональными данными в Интернете. Как минимум, треть российских подростков представляет собой группу риска по ненадлежащему хранению и распространению персональных данных и может пострадать от угроз, связанных с персональной информацией, поскольку эти дети:
- не всегда соблюдают принцип конфиденциальности в отношении своих паролей и сообщают их своему ближайшему окружению; некоторые дети готовы сообщить свой пароль незнакомому человеку;
- устанавливают открытый доступ к персональной страничке, то есть ее может видеть любой пользователь, зарегистрированный в социальной сети;
- в личном профиле указывают набор персональных данных о себе в максимальном объеме;
- готовы передавать те или иные персональные данные незнакомым людям;
- ни к кому не обращаются за помощью по вопросам, связанным с настройками приватности в Сети.
Несмотря на то, что подростки все же начинают заботиться о приватности, они нередко выкладывают небезобидную информацию о себе, причем это делают даже те, кто проявил себя осторожным пользователем и обращается к взрослым за помощью в настройках приватности. Не только дети, но и их родители недооценивают скрытые угрозы беспечного использования и хранения персональных данных в Сети, проблема обнаруживается лишь тогда, когда неблагоприятные последствия уже очевидны (взлом аккаунта, публикация материалов, списание денег по счету и т. д.).
В целом у российских школьников формируется общий для всего цифрового поколения Земли и иной, по сравнению с предыдущими поколениями, взгляд на приватность в целом и персональные данные в частности. Подчеркивается, что обучение детей и подростков защите персональных данных в цифровом мире должно стать одной из приоритетных задач родителей и школы по воспитанию культуры пользования Интернетом.
По итогам данной научно-исследовательской работы было опубликовано 3 статьи:
- Солдатова Г.У., Олькина О.И. «Моя крепость», опубликованная в Журнале «Дети в информационном обществе» № 20, с.
28-35. - Солдатова Г.У., Олькина О.И. «Минусы открытости», опубликованная в Журнале «Дети в информационном обществе» № 20, с.
36-47. - Солдатова Г.У., Олькина О.И. «Отношение к приватности и защита персональных данных: вопросы безопасности российских детей и подростков», опубликованная в издании из перечня ВАК «Национальный Психологический Журнал» (№ 3, 2015).