Исследования
Фонд Развития Интернет с 2007 года проводит исследования по проблемам восприятия и использования цифровых технологий детьми и подростками, их социализации в развивающемся информационном обществе.
Год от года мы совершенствуе
Исследование цифровой социализации разных поколений: подростки и родители (2018-2020 гг.)
Сотрудники Фонда Развития Интернет приняли участие в популяционном исследовании особенностей цифровой социализации разных поколений в рамках проекта РНФ № 18-18-00365 «Цифровая социализация в культурно-исторической перспективе: внутрипоколенческий и межпоколенческий анализ» (руководитель – Солдатова Г.В.).
В 2018 году были осуществлены работы по подготовке и проведению апробации популяционного исследования.
Разработан дизайн и сконструирован методический инструментарий популяционного исследования. С учетом возрастно-психологических особенностей были разработаны отдельные формы опросника для
В 2018 году проведена апробация популяционного исследования в двух регионах (Москва, Московская область). Выборка исследования составила 209 родителей подростков
Комплексная программа профилактики деструктивного поведения в интернете у подростков и молодежи (2019 г.)
Фонд Развития Интернет выступил партнером Московского Института Психоанализа в рамках реализации комплексной программы профилактики деструктивного поведения в интернете у подростков и молодежи: «Мы в ответе за цифровой мир». Проект осуществлен при поддержке Федерального агентства по делам молодежи (Росмолодежь).
Актуальность программы: Активное использование интернета существенно меняет социальные и культурные практики, в первую очередь, у наиболее активных пользователей цифровых технологий — подростков и молодежи. Интернет становится пространством не только возможностей, но и рисков, в том числе, рисков деструктивного и аутодеструктивного поведения. Выделяются следующие разновидности деструктивного поведения в цифровой среде: различные формы киберагрессии, в том числе кибербуллинг; деятельность экстремистских сообществ; популяризация и распространение способов деструктивного поведения (АУЕ, криминализация, алкогольная и наркотическая зависимость); пропаганда самоповреждающего (анорексия, селф-харм) и суицидального поведения; целенаправленное распространение негативного поведения онлайн и призыв к асоциальному поведению офлайн. Высокий уровень цифровизации, а также возрастно-психологические особенности делают подростков и молодежь наиболее уязвимыми к вышеуказанным рискам. Поэтому они требуют тщательного изучения, с учетом позиции самих подростков и молодежи, с целью своевременного информирования и предотвращения проявлений деструктивного поведения в интернете. В исследованиях фигурируют отдельные виды и проявления деструктивного поведения в интернете, в то время как назрела необходимость разработки детальной классификации деструктивного поведения, его основных индикаторов и разновидностей, а также способов профилактики их проявления и распространения. Основная цель программы: Формирование позитивной цифровой культуры как фактора, способствующего снижению и профилактике деструктивного поведения в интернете подростков и молодежи. Основные целевые группы: Старшие подростки 14–17 лет и молодежь 18–25 лет, педагоги и психологи высших, средних и средне-специальных образовательных учреждений.«Поколение Z: информационно-коммуникационные технологии как культурное орудие развития высших психических функций» (проект РФФИ № 17-06-00762 2017–2019 гг.)
Фонд Развития Интернет выполнил проект № 17-06-00762 «Поколение Z: информационно-коммуникационные технологии как культурное орудие развития высших психических функций» при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований.
Целью исследования было выявление особенностей использования инфокоммуникационных технологий в семьях с дошкольниками и младшими школьниками, а также влияния инфокоммуникационных технологий на развитие высших психических функций детей данного возраста.Методические задачи исследования:
Разработка методического инструментария исследования в соответствии с целями исследования.
Эмпирические задачи исследования:
- Изучение особенностей пользовательской активности (использование и деятельность) и уровня цифровой компетентности у детей и родителей.
- Исследование негативного опыта в использовании цифровых устройств, столкновения с онлайн-рисками у детей, стратегий родительской медиации в ситуациях, связанных с использованием цифровых технологий, и образа Интернета у детей и родителей.
- Исследование состояния высших психических функций у дошкольников и младших школьников.
Исследование «Дневник цифровой активности» Фонда Развития Интернет (2018–2019 гг.)
Основная цель – исследование сложно сконструированного мира как смешанной реальности виртуального и реального жизненного пространства старших представителей поколения Z.
Перед исследованием были поставлены следующие вопросы: как часто подростки используют гаджеты в повседневной жизни, что они делают с помощью гаджетов и как постоянно переключение между реальным и виртуальным миром влияет на их настроение.
Методика исследования представляет собой заполнение дневника, предполагающего качественное описание самим респондентом своих дел за день, разделённый на временные отрезки по 3 часа с 7:00 до 01:00. Дневник охватывает 18 часов бодрствования, часть из которых может быть занята сном. Кроме качественного описания, респондентам в каждый временной период предполагалось ответить на ряд вопросов, о том, какими цифровыми устройствами они пользовались, что именно они делали с помощью Интернета, а также оценка своёго настроение. Описания были проанализированы с помощью контент-анализа, с обсуждением и согласованием выделенных категорий группой экспертов.
Респонденты: 274 абитуриента факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова. Исследование проводилось в момент подачи документов в вуз в 2018 году. Средний возраст респондентов: 17 лет.
Онлайн-риски, кибербуллинг и цифровая культура поведения: всероссийское исследование онлайн-агрессии у школьников, их родителей и молодежи (2017–2018 гг.)
Исследование выполнено Фондом Развития Интернет в
Цель исследования состояла в изучении феномена киберагрессии в современном российском обществе. География исследования: 8 федеральных округов Российской Федерации
Выборку исследования составили 3395 человек из 20 городов восьми федеральных округов России, из них подростки — 1554 чел. (поколение Z), молодежь — 736 чел. (поколение Y), родители — 1105 чел., имеющие детей в возрасте
В качестве методического инструментария была создана и апробирована авторская анкета, включающая несколько блоков вопросов: социально-демографические характеристики, пользовательская активность, социальные сети и социальный капитал, столкновение с онлайн-рисками, соотношение онлайн- и оффлайн-агрессии, опыт столкновения с разными видами киберагрессии, поводы, последствия и совладание с киберагрессией, регуляция онлайн-коммуникации.
Исследование отношения российских детей и подростков к приватности и персональным данным (2016 г.)
В 2016 г. было продолжено исследование, в котором анализируется отношение российских детей и подростков к персональным данным, проблемы, возникающие в результате их неправомерного использования. С целью дополнить выборку исследования и уточнить результаты, в январе 2016 г. сотрудниками Фонда было проведено анкетирование 320 школьников 11-17 лет из (40,6% мальчиков и 59,4% девочек), обучающихся в образовательных учреждениях Москвы и Московской области. Также дополнительно был проведен онлайн-опрос на платформе VirtualExs, в котором приняло участие 93 подростка 11-15 лет. Таким образом, общее количество опрошенных в рамках данного исследования составило 413 человек.
В зоне внимания исследователей находились следующие показатели:
- уровень подверженности школьников рискам, возникающим вследствие неосторожного обращения с персональными данными;
- представления школьников об уровне конфиденциальности и публичности различных категорий информации;
- фактический уровень доступа к тем или иным видам данных подростков в социальных сетях;
- готовность детей делиться личной информацией с другими пользователями;
- круг лиц, к которым подростки обращаются за помощью с настройками приватности в Сети.
Для сравнительного анализа в работе были использованы данные, полученные в ходе исследования 2010 года, проведенного в рамках проекта Еврокомиссии EU Kids Online II (выборка по 11 регионам Российской Федерации составила 1025 пар родитель-ребенок в возрасте от 9 до 16 лет). Кроме этого, для анализа динамики рисков, возникающих вследствие неосторожного обращения с персональными данными, нами были использованы результаты исследования цифровой компетентности российских подростков и их родителей. Выборку составили 1203 подростка 12–17 лет и 1209 родителей детей этого возраста из 58 городов с населением от 100 тысяч человек и во всех 8 федеральных округах России.
Буллинг и кибербуллинг у российских подростков (2015-2016 гг.)
Цели: изучить распространение буллинга и кибербуллинга на подростках в школе.
Методы: Для исследования была разработана авторская анкета по дружбе в реальной жизни и социальных сетях, которая включала блок из 8 вопросов на столкновение с буллингом и кибербуллингом, взятая из методики EU Kids Online. Сбор данных проходил методом опроса учеников в школе.
Выборка: В исследовании приняли участие 196 учеников подмосковной школы от 10 до 18 лет, 50% мальчики, 50% девочки. Большую часть выборки (67%) составили дети от 11- 13 лет.
Результаты: Каждый пятый ребенок (20%) признался, что за последний год обижал или оскорблял других людей, 7% опрошенных предпочли не отвечать на данный вопрос, а 12,2% затруднялись ответить. 12% от общего числа опрошенных ответили, что занимались буллингом в школе, 14% что занимались буллингом в интернете, и 4% опрошенных ответили, что делали это с помощью мобильного телефона.
В среднем 37% детей, признались, что кто-то обижал или оскорблял их за последние 12 месяцев, 11% предпочли не отвечать на этот вопрос, а 14% затруднялись ответить. 21 % от общего числа опрошенных ответили, что это происходило лицом к лицу, 28% — что это происходило в школе, 24 % что это происходило по Интернету, 14 % что это происходило по мобильному телефону.
Исследование межличностных отношений российских детей и подростков в Интернете (2015–2016 гг.)
В 2014–2015 учебном году Фондом Развития Интернет было проведено исследование межличностных отношений российских детей и подростков в Интернете. Было проанализированы особенности современной подростковой дружбы; различия между реальной и виртуальной дружбой; значение для современного подростка виртуальных друзей.
Чтобы ответить на поставленные выше вопросы, сотрудниками Фонда было проведено специальное исследование. Сбор данных проводился в рамках образовательного проекта «Предметные сборы: Малая Академия Подмосковья-2015». В анкетировании приняли участие 130 человек, учащиеся
Исследование отношения российских детей и подростков к персональным данным и рискам, возникающим вследствие неосторожного обращения с личной информацией в Интернете (2014–2015 гг.)
В данном исследовании анализируется отношение российских детей и подростков к персональным данным, проблемы, возникающие в результате их неправомерного использования, а также отношение родителей к данному вопросу и возможности оказания ими помощи своим детям в защите персональных данных. Для этого сотрудниками Фонда был осуществлен контент-анализ информации, которую сообщает о себе подростковая аудитория, проведенный на основе поиска социальной сети ВКонтакте (март, 2015 г). Для проверки и уточнения данных, представляемых поиском, также было проведено исследование 100 профилей московских подростков
Для сравнительного анализа в работе были использованы данные, полученные в ходе исследования 2010 года, проведенного в рамках проекта Еврокомиссии EU Kids Online II (выборка по 11 регионам Российской Федерации составила 1025 пар родитель-ребенок в возрасте от 9 до 16 лет). Кроме этого, для анализа динамики рисков, возникающих вследствие неосторожного обращения с персональными данными, нами были использованы результаты исследования цифровой компетентности российских подростков и их родителей
Анализ уровня цифровой компетентности учителей и школьников как фактор безопасности детей в Интернете
В
В исследовании приняло участие 450 работников системы общего образования из 7 регионов Российской Федерации (Москвы, Московской области, Республики Татарстан, Ульяновской, Новосибирской и Калужской областей), проходивших обучение по программе «Интернет: возможности, безопасность, компетентность» на базе ФГАУ «Федеральный институт развития образования» в
Для сравнительного анализа в работе были использованы данные школьников и родителей, полученные в ходе Всероссийского исследования цифровой компетентности (2013). Группа школьников состояла из 1203 подростков. Выборка детей была распределена по полу и возрасту примерно равномерно. Большинство опрошенных подростков — учащиеся средних классов школы, каждый третий опрошенный учился в старших классах школы, ПТУ или в вузе. Группа взрослых состояла из 1209 родителей подростков. В выборке родителей преобладали женщины (70%). Большая часть родителей — в возрасте
Для оценки цифровой компетентности учителей был использован Индекс цифровой компетентности, включающий в себя четыре компонента: знания, умения, мотивацию и ответственность (последняя включает в себя и безопасность). Каждый из компонентов может реализовываться по-разному в четырех областях деятельности в Интернете: коммуникация (общение), контент (поиск, отбор, создание, выкладывание контента), технические аспекты и потребление (пользование услугами, платежами, онлайн покупки).
Исследование особенностей использования цифровых технологий дошкольниками
В июне 2014 году Фондом Развития Интернет было проведено пилотное исследования особенностей использования цифровых технологий детьми дошкольного возраста.
Исследование проводилось в форме полустандартизированных интервью с детьми дошкольного возраста московских дошкольных учреждений в условиях естественного эксперимента. Беседа проходила в свободной форме, с глазу на глаз, в привычной для ребёнка обстановке (игровая комната в детском саду). Для того, чтобы настроить ребёнка на разговор, интервьюер предлагал ему на выбор планшет или смартфон и наблюдал за тем, как он использует предложенное ему устройство.
Дошкольники и цифровые технологии
(Young Children (0-8) and Digital Technology) (2014-2016 гг.)
В сентябре-ноябре 2014 году Фондом Развития Интернет совместно с факультетом психологии МГУ имени М.В. Ломоносова в рамках международного проекта, реализуемого Институтом Защиты и Безопасности Граждан (Institute for the Protection and Security of the Citizen, IPSC, Joint Research Centre) в 7 странах Европы было проведено пилотажное исследование «Дети В исследовании приняло участие 10 семей из Москвы (РФ), в которых был хотя бы один ребёнок в возрасте до 8 лет. Исследование проходило в форме беседы согласно специальному протоколу и включала в себя элементы наблюдения и естественного эксперимента. Интервьюер проводил беседу сначала с родителями, а потом с детьми.
В ходе исследования были рассмотрены четыре основных проблемы:
- использование цифровых технологий детьми и родителями,
- восприятие цифровых технологий детьми и родителями,
- роль цифровых технологий в жизни семьи,
- особенности родительской медиации использования цифровых технологий детьми.
Цифровая компетентность российских подростков и родителей (2013 год)
Общероссийское исследование цифровой компетентности подростков и родителей подростков, проводившееся в 2013 г. Фондом Развития Интернет и факультетом психологии МГУ имени М.В. Ломоносова при поддержке Google.
Цель исследования — определение уровня цифровой компетентности у российских подростков и родителей подростков, а также изучении компонентов цифровой компетентности (знаний, умений, мотивации и ответственност
В исследовании приняло участие 1203 подростков
По результатам исследования была издана монография «Цифровая компетентность подростков и родителей. Результаты всероссийского исследования» / Г.У.Солдатова, Т.А. Нестик, Е.И.Рассказова, Е.Ю.Зотова. — М. : Фонд Развития Интернет, 2013. — 144 с.
Дети России онлайн (2010 год)
Для эффективного построения информационного общества необходимо понимать, кто будет его строителями через несколько лет. Изучению данной проблемы в нашей стране были посвящены первые исследования Фонда. Наряду с этим, сравнительные исследования в мировом контексте позволяют осмыслить особенности формирующегося информационного общества в России, спрогнозировать его перспективы и возможные проблемы. В то же время на начало 2010 г. в России не было реализовано ни одного исследования по этой проблеме, позволяющего провести надежное сравнение с другими странами.
Для проведения сравнительного международного анализа Фонд Развития Интернет и факультет психологии МГУ имени М.В. Ломоносова на правах самостоятельных участников вошли в исследовательский проект EU Kids Online II, проводившийся в
Координатор проекта — Лондонская школа экономики и политических наук (LSE), Факультет медиа и коммуникаций. Руководители проекта — профессор Соня Ливингстон и доктор Лесли Хэддон. Проект финансировался Программой Безопасного Интернета Еврокомиссии.
Цель проекта — исследование детского и родительского опыта столкновения с интернет-угрозами и безопасного использования Интернета и новых онлайн-технологий в Европе и других странах мира.
В каждой стране-участнице были проведены интервью с детьми
Исследование в России проводилось на основе общей методики, разработанной в рамках проекта EU Kids Online II. Вопросы охватыватили разные проблемные области: интернет-грамотность детей и их родителей, их осведомленность об онлайн-рисках и способах борьбы с ними, их личный опыт обеспечения безопасности в Интернете, проблемы формирования идентичности в виртуальном пространстве. Для российского исследования методика была переведена, культурно адаптирована и валидизирована сотрудниками Фонда Развития Интернет и факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова.
Выборка исследования составила 1025 детей в возрасте от 9 до 16 лет и 1025 их родителей. Исследование охватило 11 регионов России: Забайкальский край, Кемеровскую, Кировскую области, Москву, Московскую область, Республику Дагестан, Республику Коми, Ростовскую область, Санкт-Петербург, Саратовскую, Челябинскую области.
Материалы исследования представлены на русском и английском языках.
Скачать отчёт на русском
Скачать отчёт на английском
Моя безопасная сеть (2009 год)
С какими интернет-угрозами сталкиваются дети и подростки России в сети и как их воспринимают? Насколько опасно отечественное киберпространство? Каковы способы защиты детей и подростков от рисков и опасностей Интернета? Это важнейшие вопросы современного этапа развития информационного общества в России, на которые необходимо обратить внимание специалистам, исследователям, родителям и педагогам. Серия исследований, осуществленных Фондом Развития Интернет, позволила провести социально-психологический анализ представлений детей и подростков о рисках и опасностях Интернета, осведомленности их родителей и компетентности педагогов в отношении безопасности детей в Сети.
В исследовании приняло участие 4336 подростков в возрасте
Результаты исследования представлены в книге : Солдатова Г., Зотова Е., Чекалина А., Гостимская О., «Пойманные одной сетью: социально-психологическое исследование представлений детей и взрослых об Интернете» Под редакцией Г.В. Солдатовой.- М., 2011.- 176 с.
Интернет глазами школьника (2007 год)
Взаимодействие в школьном коллективе не ограничиваетс
Каким видят школьники Интернет? Каким они хотят его видеть? Как оптимизировать Сеть и сделать ее удобной и безопасной для школьников? — Ответы на эти и многие другие вопросы дает исследование «Интернет глазами школьника».
В рамках данного исследовательско