Проекты Фонда

Фонд Развития Интернет с 2007 года проводит исследования особенностей восприятия и использования ИКТ российскими детьми и подростками, родителями и педагогами, изучает процессы социализации в информационном обществе.

Исследования

Фонд Развития Интернет с 2007 года проводит исследования по проблемам восприятия и использования цифровых технологий детьми и подростками, их социализации в развивающемся информационном обществе.

Год от года мы совершенствуем методы, география исследований постоянно расширяется, а охват респондентов увеличивается. Благодаря этому на сегодняшний день мы располагаем самыми актуальными данными об интенсивности и характере интернет-активности детей и подростков, об основных факторах риска, с которыми их приходится сталкиваться на просторах Интернета, а также об уровне их реального владения различными цифровыми технологиями.

Исследование цифровой социализации разных поколений: подростки и родители (2018-2020 гг.)

Сотрудники Фонда Развития Интернет приняли участие в популяционном исследовании особенностей цифровой социализации разных поколений в рамках проекта РНФ № 18-18-00365 «Цифровая социализация в культурно-исторической перспективе: внутрипоколенческий и межпоколенческий анализ» (руководитель – Солдатова Г.В.).

В 2018 году были осуществлены работы по подготовке и проведению апробации популяционного исследования.

Разработан дизайн и сконструирован методический инструментарий популяционного исследования. С учетом возрастно-психологических особенностей были разработаны отдельные формы опросника для 3-х возрастных групп: подростков в возрасте 12–13 лет, подростков в возрасте 14–17 лет, родителей подростков этих возрастов. В соответствии с выделенными индикаторами цифровой социализации опросники включали в себя несколько блоков вопросов, а также специальные психологические методы и методические приемы. Для подростков 14–17 лет и родителей дополнительно к основному блоку вопросов отдельным подвыборкам давались специальные модули опросника: модуль «Социальное взаимодействие»; модуль «Взаимодействие с неживыми системами»; модуль «Цифровое гражданство».

В 2018 году проведена апробация популяционного исследования в двух регионах (Москва, Московская область). Выборка исследования составила 209 родителей подростков 12–17 лет и 504 подростка 12–17 лет. Исследование проводилось в форме очного интервью обученными интервьюерами.

Подробнее об исследовании

Комплексная программа профилактики деструктивного поведения в интернете у подростков и молодежи (2019 г.)

Фонд Развития Интернет выступил партнером Московского Института Психоанализа в рамках реализации комплексной программы профилактики деструктивного поведения в интернете у подростков и молодежи: «Мы в ответе за цифровой мир». Проект осуществлен при поддержке Федерального агентства по делам молодежи (Росмолодежь).

Актуальность программы:

Активное использование интернета существенно меняет социальные и культурные практики, в первую очередь, у наиболее активных пользователей цифровых технологий — подростков и молодежи. Интернет становится пространством не только возможностей, но и рисков, в том числе, рисков деструктивного и аутодеструктивного поведения.

Выделяются следующие разновидности деструктивного поведения в цифровой среде: различные формы киберагрессии, в том числе кибербуллинг; деятельность экстремистских сообществ; популяризация и распространение способов деструктивного поведения (АУЕ, криминализация, алкогольная и наркотическая зависимость); пропаганда самоповреждающего (анорексия, селф-харм) и суицидального поведения; целенаправленное распространение негативного поведения онлайн и призыв к асоциальному поведению офлайн.

Высокий уровень цифровизации, а также возрастно-психологические особенности делают подростков и молодежь наиболее уязвимыми к вышеуказанным рискам. Поэтому они требуют тщательного изучения, с учетом позиции самих подростков и молодежи, с целью своевременного информирования и предотвращения проявлений деструктивного поведения в интернете.

В исследованиях фигурируют отдельные виды и проявления деструктивного поведения в интернете, в то время как назрела необходимость разработки детальной классификации деструктивного поведения, его основных индикаторов и разновидностей, а также способов профилактики их проявления и распространения.

Основная цель программы:

Формирование позитивной цифровой культуры как фактора, способствующего снижению и профилактике деструктивного поведения в интернете подростков и молодежи.

Основные целевые группы:

Старшие подростки 14–17 лет и молодежь 18–25 лет, педагоги и психологи высших, средних и средне-специальных образовательных учреждений.

Подробнее об исследовании

«Поколение Z: информационно-коммуникационные технологии как культурное орудие развития высших психических функций» (проект РФФИ № 17-06-00762 2017–2019 гг.)

Фонд Развития Интернет выполнил проект № 17-06-00762 «Поколение Z: информационно-коммуникационные технологии как культурное орудие развития высших психических функций» при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований.

Целью исследования было выявление особенностей использования инфокоммуникационных технологий в семьях с дошкольниками и младшими школьниками, а также влияния инфокоммуникационных технологий на развитие высших психических функций детей данного возраста.

Методические задачи исследования:

Разработка методического инструментария исследования в соответствии с целями исследования.

Эмпирические задачи исследования:

  1. Изучение особенностей пользовательской активности (использование и деятельность) и уровня цифровой компетентности у детей и родителей.
  2. Исследование негативного опыта в использовании цифровых устройств, столкновения с онлайн-рисками у детей, стратегий родительской медиации в ситуациях, связанных с использованием цифровых технологий, и образа Интернета у детей и родителей.
  3. Исследование состояния высших психических функций у дошкольников и младших школьников.

Подробнее об исследовании

Исследование «Дневник цифровой активности» Фонда Развития Интернет (2018–2019 гг.)

Основная цель – исследование сложно сконструированного мира как смешанной реальности виртуального и реального жизненного пространства старших представителей поколения Z.

Перед исследованием были поставлены следующие вопросы: как часто подростки используют гаджеты в повседневной жизни, что они делают с помощью гаджетов и как постоянно переключение между реальным и виртуальным миром влияет на их настроение.

Методика исследования представляет собой заполнение дневника, предполагающего качественное описание самим респондентом своих дел за день, разделённый на временные отрезки по 3 часа с 7:00 до 01:00. Дневник охватывает 18 часов бодрствования, часть из которых может быть занята сном. Кроме качественного описания, респондентам в каждый временной период предполагалось ответить на ряд вопросов, о том, какими цифровыми устройствами они пользовались, что именно они делали с помощью Интернета, а также оценка своёго настроение. Описания были проанализированы с помощью контент-анализа, с обсуждением и согласованием выделенных категорий группой экспертов.

Респонденты: 274 абитуриента факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова. Исследование проводилось в момент подачи документов в вуз в 2018 году. Средний возраст респондентов: 17 лет.

Подробнее об исследовании

Онлайн-риски, кибербуллинг и цифровая культура поведения: всероссийское исследование онлайн-агрессии у школьников, их родителей и молодежи (2017–2018 гг.)

Исследование выполнено Фондом Развития Интернет в 2017–2018 гг. при поддержке РАЭК и Google. Результаты представлены в отчёте.

Цель исследования состояла в изучении феномена киберагрессии в современном российском обществе. География исследования: 8 федеральных округов Российской Федерации

Выборку исследования составили 3395 человек из 20 городов восьми федеральных округов России, из них подростки — 1554 чел. (поколение Z), молодежь — 736 чел. (поколение Y), родители — 1105 чел., имеющие детей в возрасте 12–17 лет (в подавляющем большинстве поколение Х с небольшой долей старших Y и бэби-бумеров).

В качестве методического инструментария была создана и апробирована авторская анкета, включающая несколько блоков вопросов: социально-демографические характеристики, пользовательская активность, социальные сети и социальный капитал, столкновение с онлайн-рисками, соотношение онлайн- и оффлайн-агрессии, опыт столкновения с разными видами киберагрессии, поводы, последствия и совладание с киберагрессией, регуляция онлайн-коммуникации.

Исследование отношения российских детей и подростков к приватности и персональным данным (2016 г.)

В 2016 г. было продолжено исследование, в котором анализируется отношение российских детей и подростков к персональным данным, проблемы, возникающие в результате их неправомерного использования. С целью дополнить выборку исследования и уточнить результаты, в январе 2016 г. сотрудниками Фонда было проведено анкетирование 320 школьников 11-17 лет из (40,6% мальчиков и 59,4% девочек), обучающихся в образовательных учреждениях Москвы и Московской области. Также дополнительно был проведен онлайн-опрос на платформе VirtualExs, в котором приняло участие 93 подростка 11-15 лет. Таким образом, общее количество опрошенных в рамках данного исследования составило 413 человек.

В зоне внимания исследователей находились следующие показатели:

  • уровень подверженности школьников рискам, возникающим вследствие неосторожного обращения с персональными данными;
  • представления школьников об уровне конфиденциальности и публичности различных категорий информации;
  • фактический уровень доступа к тем или иным видам данных подростков в социальных сетях;
  • готовность детей делиться личной информацией с другими пользователями;
  • круг лиц, к которым подростки обращаются за помощью с настройками приватности в Сети.

Для сравнительного анализа в работе были использованы данные, полученные в ходе исследования 2010 года, проведенного в рамках проекта Еврокомиссии EU Kids Online II (выборка по 11 регионам Российской Федерации составила 1025 пар родитель-ребенок в возрасте от 9 до 16 лет). Кроме этого, для анализа динамики рисков, возникающих вследствие неосторожного обращения с персональными данными, нами были использованы результаты исследования цифровой компетентности российских подростков и их родителей. Выборку составили 1203 подростка 12–17 лет и 1209 родителей детей этого возраста из 58 городов с населением от 100 тысяч человек и во всех 8 федеральных округах России.

Подробнее об исследовании

Буллинг и кибербуллинг у российских подростков (2015-2016 гг.)

Цели: изучить распространение буллинга и кибербуллинга на подростках в школе.

Методы: Для исследования была разработана авторская анкета по дружбе в реальной жизни и социальных сетях, которая включала блок из 8 вопросов на столкновение с буллингом и кибербуллингом, взятая из методики EU Kids Online. Сбор данных проходил методом опроса учеников в школе.

Выборка: В исследовании приняли участие 196 учеников подмосковной школы от 10 до 18 лет, 50% мальчики, 50% девочки. Большую часть выборки (67%) составили дети от 11- 13 лет.

Результаты: Каждый пятый ребенок (20%) признался, что за последний год обижал или оскорблял других людей, 7% опрошенных предпочли не отвечать на данный вопрос, а 12,2% затруднялись ответить. 12% от общего числа опрошенных ответили, что занимались буллингом в школе, 14% что занимались буллингом в интернете, и 4% опрошенных ответили, что делали это с помощью мобильного телефона.

В среднем 37% детей, признались, что кто-то обижал или оскорблял их за последние 12 месяцев, 11% предпочли не отвечать на этот вопрос, а 14% затруднялись ответить. 21 % от общего числа опрошенных ответили, что это происходило лицом к лицу, 28% — что это происходило в школе, 24 % что это происходило по Интернету, 14 % что это происходило по мобильному телефону.

Подробнее об исследовании

Исследование межличностных отношений российских детей и подростков в Интернете (2015–2016 гг.)

В 2014–2015 учебном году Фондом Развития Интернет было проведено исследование межличностных отношений российских детей и подростков в Интернете. Было проанализированы особенности современной подростковой дружбы; различия между реальной и виртуальной дружбой; значение для современного подростка виртуальных друзей.

Чтобы ответить на поставленные выше вопросы, сотрудниками Фонда было проведено специальное исследование. Сбор данных проводился в рамках образовательного проекта «Предметные сборы: Малая Академия Подмосковья-2015». В анкетировании приняли участие 130 человек, учащиеся 8-х классов школ Московской области (возраст — 13–14 лет; 63 мальчика и 67 девочек). Сотрудниками Фонда Развития Интернет была подготовлена анкета, включающая 43 вопроса, объединенных по разделам: дружба и межличностные отношения в реальной жизни; особенности и характеристики виртуальной дружбы; использование подростками Интернета; жизнь подростков в социальных сетях (действия — лайки, блокировка и удаление из друзей, контент и 28 события). В частности, в одном из вопросов подросткам было предложено закончить два следующих предложения: «Дружба в реальной жизни — это...» и «Дружба в социальных сетях — это...». По итогам контент-анализа полученных ответов были выделили категории, на основе которых сравнивались взгляды подростков на реальную и виртуальную дружбу.

Подробнее об исследовании

Исследование отношения российских детей и подростков к персональным данным и рискам, возникающим вследствие неосторожного обращения с личной информацией в Интернете (2014–2015 гг.)

В данном исследовании анализируется отношение российских детей и подростков к персональным данным, проблемы, возникающие в результате их неправомерного использования, а также отношение родителей к данному вопросу и возможности оказания ими помощи своим детям в защите персональных данных. Для этого сотрудниками Фонда был осуществлен контент-анализ информации, которую сообщает о себе подростковая аудитория, проведенный на основе поиска социальной сети ВКонтакте (март, 2015 г). Для проверки и уточнения данных, представляемых поиском, также было проведено исследование 100 профилей московских подростков 14–17 лет (54 мальчика и 46 девочек). Отмечалось наличие либо отсутствие различных видов персональной информации на странице. Кроме этого, дополнительно был проведен анализ содержимого записей на стенах этих подростков в социальной сети (итого 1000, по 10 последних в каждом профиле записей).

Для сравнительного анализа в работе были использованы данные, полученные в ходе исследования 2010 года, проведенного в рамках проекта Еврокомиссии EU Kids Online II (выборка по 11 регионам Российской Федерации составила 1025 пар родитель-ребенок в возрасте от 9 до 16 лет). Кроме этого, для анализа динамики рисков, возникающих вследствие неосторожного обращения с персональными данными, нами были использованы результаты исследования цифровой компетентности российских подростков и их родителей (2012–2013 г.). Выборку составили 1203 подростка 12–17 лет и 1209 родителей детей этого возраста из 58 городов с населением от 100 тысяч человек и во всех 8 федеральных округах России.

Подробнее об исследовании

Анализ уровня цифровой компетентности учителей и школьников как фактор безопасности детей в Интернете

В 2013-2014 учебном году Фондом Развития Интернет было проведено исследование уровня цифровой компетентности российских учителей.

В исследовании приняло участие 450 работников системы общего образования из 7 регионов Российской Федерации (Москвы, Московской области, Республики Татарстан, Ульяновской, Новосибирской и Калужской областей), проходивших обучение по программе «Интернет: возможности, безопасность, компетентность» на базе ФГАУ «Федеральный институт развития образования» в 2013-2014 учебном году. 85% респондентов составили женщины, 15% — мужчины. В целом возрастной состав выборки был достаточно равномерным, представители разных возрастных групп были представлены в ней примерно в равной пропорции. 80% опрошенных нами респондентов находились в возрасте от 25 до 55 лет. Около 10% составили респонденты моложе 25 лет, примерно столько же — респонденты пенсионного возраста. Большинство опрошенных нами учителей (85%) имели высшее образование, около 10% — среднее профессиональное или неоконченное высшее. Большую часть опрошенных нами респондентов составили учителя информатики (39%), количество учителей предметников составило 10%, остальные респонденты — это методисты, заместители директора по учебно-воспитательной работе, педагоги-психологии и другие категории педагогических кадров.

Для сравнительного анализа в работе были использованы данные школьников и родителей, полученные в ходе Всероссийского исследования цифровой компетентности (2013). Группа школьников состояла из 1203 подростков. Выборка детей была распределена по полу и возрасту примерно равномерно. Большинство опрошенных подростков — учащиеся средних классов школы, каждый третий опрошенный учился в старших классах школы, ПТУ или в вузе. Группа взрослых состояла из 1209 родителей подростков. В выборке родителей преобладали женщины (70%). Большая часть родителей — в возрасте 35-44 года (45%).

Для оценки цифровой компетентности учителей был использован Индекс цифровой компетентности, включающий в себя четыре компонента: знания, умения, мотивацию и ответственность (последняя включает в себя и безопасность). Каждый из компонентов может реализовываться по-разному в четырех областях деятельности в Интернете: коммуникация (общение), контент (поиск, отбор, создание, выкладывание контента), технические аспекты и потребление (пользование услугами, платежами, онлайн покупки).

Подробнее об исследовании

Исследование особенностей использования цифровых технологий дошкольниками

В июне 2014 году Фондом Развития Интернет было проведено пилотное исследования особенностей использования цифровых технологий детьми дошкольного возраста.

Исследование проводилось в форме полустандартизированных интервью с детьми дошкольного возраста московских дошкольных учреждений в условиях естественного эксперимента. Беседа проходила в свободной форме, с глазу на глаз, в привычной для ребёнка обстановке (игровая комната в детском саду). Для того, чтобы настроить ребёнка на разговор, интервьюер предлагал ему на выбор планшет или смартфон и наблюдал за тем, как он использует предложенное ему устройство.

Подробнее об исследовании

Дошкольники и цифровые технологии
(Young Children (0-8) and Digital Technology) (2014-2016 гг.)

В сентябре-ноябре 2014 году Фондом Развития Интернет совместно с факультетом психологии МГУ имени М.В. Ломоносова в рамках международного проекта, реализуемого Институтом Защиты и Безопасности Граждан (Institute for the Protection and Security of the Citizen, IPSC, Joint Research Centre) в 7 странах Европы было проведено пилотажное исследование «Дети 0-8 и цифровые технологии».

В исследовании приняло участие 10 семей из Москвы (РФ), в которых был хотя бы один ребёнок в возрасте до 8 лет. Исследование проходило в форме беседы согласно специальному протоколу и включала в себя элементы наблюдения и естественного эксперимента. Интервьюер проводил беседу сначала с родителями, а потом с детьми.

В ходе исследования были рассмотрены четыре основных проблемы:

  • использование цифровых технологий детьми и родителями,
  • восприятие цифровых технологий детьми и родителями,
  • роль цифровых технологий в жизни семьи,
  • особенности родительской медиации использования цифровых технологий детьми.

Подробнее об исследовании

Цифровая компетентность российских подростков и родителей (2013 год)

Общероссийское исследование цифровой компетентности подростков и родителей подростков, проводившееся в 2013 г. Фондом Развития Интернет и факультетом психологии МГУ имени М.В. Ломоносова при поддержке Google.

Цель исследования — определение уровня цифровой компетентности у российских подростков и родителей подростков, а также изучении компонентов цифровой компетентности (знаний, умений, мотивации и ответственности) и ее сфер (информация, коммуникация, потребление, техносфера) у детей и родителей.

В исследовании приняло участие 1203 подростков 12–17 лет и 1209 родителей детей этого возраста, проживающих в 58 городах из 45 регионов 8 федеральных округов России с населением от 100 тысяч человек и более. Опрос проводился Аналитическим центром Юрия Левады по специально разработанной методике Фонда Развития Интернет.

По результатам исследования была издана монография «Цифровая компетентность подростков и родителей. Результаты всероссийского исследования» / Г.У.Солдатова, Т.А. Нестик, Е.И.Рассказова, Е.Ю.Зотова. — М. : Фонд Развития Интернет, 2013. — 144 с.

Скачать книгу

Подробнее об исследовании

Дети России онлайн (2010 год)

Для эффективного построения информационного общества необходимо понимать, кто будет его строителями через несколько лет. Изучению данной проблемы в нашей стране были посвящены первые исследования Фонда. Наряду с этим, сравнительные исследования в мировом контексте позволяют осмыслить особенности формирующегося информационного общества в России, спрогнозировать его перспективы и возможные проблемы. В то же время на начало 2010 г. в России не было реализовано ни одного исследования по этой проблеме, позволяющего провести надежное сравнение с другими странами.

Для проведения сравнительного международного анализа Фонд Развития Интернет и факультет психологии МГУ имени М.В. Ломоносова на правах самостоятельных участников вошли в исследовательский проект EU Kids Online II, проводившийся в 2009­­-2011 гг. и охвативший 25 стран Европы, а также Россию и Австралию.

Координатор проекта — Лондонская школа экономики и политических наук (LSE), Факультет медиа и коммуникаций. Руководители проекта — профессор Соня Ливингстон и доктор Лесли Хэддон. Проект финансировался Программой Безопасного Интернета Еврокомиссии.

Цель проекта — исследование детского и родительского опыта столкновения с интернет-угрозами и безопасного использования Интернета и новых онлайн-технологий в Европе и других странах мира.

В каждой стране-участнице были проведены интервью с детьми 9­­-16 лет и их родителями с целью получения точных, пригодных для кросс-культурного сравнения количественных данных относительно использования Интернета в Европе.

Исследование в России проводилось на основе общей методики, разработанной в рамках проекта EU Kids Online II. Вопросы охватыватили разные проблемные области: интернет-грамотность детей и их родителей, их осведомленность об онлайн-рисках и способах борьбы с ними, их личный опыт обеспечения безопасности в Интернете, проблемы формирования идентичности в виртуальном пространстве. Для российского исследования методика была переведена, культурно адаптирована и валидизирована сотрудниками Фонда Развития Интернет и факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова.

Выборка исследования составила 1025 детей в возрасте от 9 до 16 лет и 1025 их родителей. Исследование охватило 11 регионов России: Забайкальский край, Кемеровскую, Кировскую области, Москву, Московскую область, Республику Дагестан, Республику Коми, Ростовскую область, Санкт-Петербург, Саратовскую, Челябинскую области.

Материалы исследования представлены на русском и английском языках.

Скачать отчёт на русском
Скачать отчёт на английском

Подробнее об исследовании

Моя безопасная сеть (2009 год)

С какими интернет-угрозами сталкиваются дети и подростки России в сети и как их воспринимают? Насколько опасно отечественное киберпространство? Каковы способы защиты детей и подростков от рисков и опасностей Интернета? Это важнейшие вопросы современного этапа развития информационного общества в России, на которые необходимо обратить внимание специалистам, исследователям, родителям и педагогам. Серия исследований, осуществленных Фондом Развития Интернет, позволила провести социально-психологический анализ представлений детей и подростков о рисках и опасностях Интернета, осведомленности их родителей и компетентности педагогов в отношении безопасности детей в Сети.

В исследовании приняло участие 4336 подростков в возрасте 14–17 лет, 816 родителей и 1003 педагога из 18 регионов России.

Результаты исследования представлены в книге : Солдатова Г., Зотова Е., Чекалина А., Гостимская О., «Пойманные одной сетью: социально-психологическое исследование представлений детей и взрослых об Интернете» Под редакцией Г.В. Солдатовой.- М., 2011.- 176 с.

Скачать книгу

Подробнее об исследовании

Интернет глазами школьника (2007 год)

Взаимодействие в школьном коллективе не ограничивается учебным процессом и неформальными контактами учащихся. Современные школьники все чаще обращаются к ресурсам Интернета, имея различную мотивацию: поиск информации, развлечения, общение и многое другое.

Каким видят школьники Интернет? Каким они хотят его видеть? Как оптимизировать Сеть и сделать ее удобной и безопасной для школьников? — Ответы на эти и многие другие вопросы дает исследование «Интернет глазами школьника».

В рамках данного исследовательского проекта нами было опрошено 460 респондентов, учащихся школ Москвы и Московской области.

Подробнее об исследовании