Шестая международная научно-практическая конференция «Цифровые трансформации реальности: в поисках культурного кода между поколениями» состоялась 8 февраля.
Конференция традиционно приурочена к Международному Дню безопасного Интернета (Safer Internet Day) и проходит в рамках недели безопасного Рунета с 2 по 8 февраля по всей России уже в пятнадцатый раз. Данная конференция формирует уникальное пространство для обсуждения широкого круга вопросов цифровизации образования, в первую очередь, рисков и возможностей цифрового пространства для подрастающего поколения. Это место встречи исследователей, практиков, психологов, педагогов, директоров школ, представителей IT.
Цель конференции – обсуждение теоретических и прикладных вопросов, связанных с проблемами цифровой социализации, безопасности цифрового детства и цифровизации образования, профилактики столкновения с онлайн-рисками и методами повышения цифровой компетентности у детей, подростков и взрослых.
В этом году конференция состоялась в смешанном формате (офлайн с онлайн-трансляцией). Мероприятие собрало более 150 слушателей и точек подключения (школ и организаций) в Zoom, а онлайн-трансляция в прямом эфире в день конференции на YouTube Общественной палаты собрала более 750 просмотров.
Гостей конференции поприветствовали в онлайн-формате Илья Михайлович Бронштейн, министр образования Московской области, и Юрий Петрович Зинченко, декан факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова. Также очно с приветственным словом выступил Гриб Владислав Валерьевич, вице-президент Федеральной палаты адвокатов РФ, первый заместитель секретаря Общественной палаты РФ.
Основную часть конференции открыл доклад Александра Асмолова, заведующего кафедрой психологии личности факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова. Используя красочные примеры, метафоры и мемы, спикер обозначил феномены и парадоксы XXI века, проблему межпоколенческого разрыва между аналоговым и цифровым поколениями и способы преодоления этого разрыва, в том числе, благодаря современным техническим инструментам.
В дистанционном формате Майкл Коул, профессор коммуникации и психологии Калифорнийского университета в Сан-Диего, поделился опытом международных проектов, связанных с изучением цифровых технологий как инструмента коммуникации еще на заре появления первых персональных компьютеров. Майкл Коул подчеркнул роль таких интеллектуальных центров как Московский Университет в России и Калифорнийский университет в США в помощи детям и взрослым в преодолении абсолютно беспрецедентных, исторически новых проблем, которые «либо мы решим сами, либо эта катастрофа решит за нас».
Галина Солдатова, директор Фонда Развития Интернет, представила результаты нового исследования позитивных социальных и культурных цифровых практик в молодёжной среде. Спикер рассказала о вдохновляющих результатах, показывающих, как российские подростки и молодые люди уже используют цифровые инструменты для решения широкого круга социально значимых задач. Как минимум каждый третий представитель молодого поколения – уже в потоке позитивных онлайн-практик и может выступать их креатором, вдохновителем и активистом. Подростки и молодёжь оказываются в авангарде процесса формирования и развития таких онлайн-практик как флешмобы, челленджи, цифровой активизм, онлайн-благотворительность, онлайн-волонтерство, блогинга, краудсорсинг. В рамках выступления Галина Солдатова также представила новое учебное пособие, подготовленное в рамках данной темы.
Профессор Лондонской школы экономики и политических наук Соня Ливингстон рассказала о роли международной исследовательской сети EU Kids Online и проекта Global Kids Online в формировании научной доказательной базы о жизни детей и подростков в цифровом мире. Результаты, полученные в рамках исследований, проводимых многие годы участниками данных проектов, становятся основой для политиков и практиков при разработке стратегий минимизации рисков и расширения возможностей для детей в цифровом пространстве. Соня представила результаты последнего международного исследования в 19 странах, в том числе в России, где исследование проводилось под руководством Галины Солдатовой, возглавляющей российскую команду в EU Kids Online.
Сергей Казарновский, заслуженный учитель России, директор школы № 686 «Класс-Центр», рассказал про опыт цифровизации образования «изнутри» и проблемы современной школы, связанные с этим процессом. На примере видеозаписей уроков директор продемонстрировал, как можно проводить дистанционные уроки по таким творческим предметам, требующем высокой включенности и контакта с учениками, как преподавание игры на музыкальном инструменте, вокал, актерское мастерство. Подобные примеры вызвали живой отклик у педагогов, составляющих большую часть слушателей конференции.
Директор по стратегическим проектам ВКонтакте Зера Черешнева выступила как представитель IT-индустрии и рассказала о технических основах кибербезопасности в социальных сетях. Спикер поделилась тем, какие усилия прилагаются в данной сфере со стороны разработчиков, рассказала о прикладных аспектах и дала ряд практических рекомендаций по использованию цифровых инструментов для обеспечения безопасности на примере наиболее популярной в России социальной сети ВКонтакте.
Урван Парфентьев, координатор Центра безопасного Интернета РОЦИТ, рассказал про историю Дня безопасного интернета, как он пришел в Россию, а также обсудил проблемы, обусловленные влиянием цифровой среды на подрастающее поколение. Одной из центральных тем выступления стало обсуждение проблемы контроля над распространением недопустимого онлайн-контента, его регуляции на разных уровнях, в том числе, усилий, прилагаемых со стороны государственных структур и IT-сектора.
В продолжение темы позитивных онлайн-практик Сергей Молчанов, доцент кафедры возрастной психологии факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова, подробнее рассказал про цифровое волонтерство в молодежной среде. Помимо анализа преимуществ и недостатков онлайн-волонтерства в сравнении с офлайн, в докладе были представлены результаты исследования, показывающие различные аспекты внешней и внутренней мотивации молодежи к участию в цифровом волонтёрстве, среди которых, по полученным данным, доминируют ценностная мотивация (реализация гуманистических и альтруистических ценностей) и восприятие данной деятельности как источника развития (повышения самооценки и самоуважения).
Младший научный сотрудник кафедры психологии личности факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова Светлана Чигарькова рассказала про наиболее распространенный среди пользователей онлайн-риск – киберагрессию. Через призму восприятия киберагрессии разными поколениями докладчик выделила ее особенности при сравнении с офлайн-агрессией, рассказала о распространенности различных видов киберагрессии среди подростков и молодежи, а также об оценках такого опыта у своих детей со стороны родителей. На основе данных популяционного исследования было показано, что разные виды киберагрессии (флейминг, хейтинг, троллинг, киберсталкинг, кибербуллинг) имеют разное воздействие на подрастающее поколение, что зачастую недооценивается взрослыми. В докладе были обозначены стратегии поведения в ситуации столкновения с наиболее травматичной ситуацией – кибербуллингом, в разных ролях и намечены зоны риска и возможности по повышению цифровой культуры, в том числе, даны практические рекомендации для школ.
Ульяна Зинина, руководитель Meta по связям с государственными организациями России, рассказала про современные технологии, используемые для профилактики столкновения с онлайн-рисками во вселенной Meta. Особенное внимание уделялось проблеме кибербуллинга. Так, были представлены данные, что чаще всего пользователи Instagram подвергаются оскорблениям в отношении внешности, в связи с чем разработчиками были созданы специальные фильтры, которые распознают комментарии подобного рода и автоматически их удаляют.
Светлана Илюхина, психолог-исследователь Фонда Развития Интернет, осветила сложную тему аутодеструктивного поведения среди подростков и молодежи, показала данные исследования о распространенности данной проблемы и представила основные траектории профилактики самоповреждающего поведения в сети.
На протяжении всей конференции слушатели в интерактивном формате взаимодействовали со спикерами, отвечая дистанционно на специально подготовленные по темам докладов вопросы. Диаграммы с распределением ответами выводились на экран в конце доклад и получали свой комментарий со стороны спикера. В том числе в конце конференции были представлены данные о предпочитаемых педагогами ролях в условиях цифровизации образования. Неудивительно, что большинство слушателей такой тематической конференции выбрали «цифровые» роли: коммуникатора, использующего онлайн-инструменты для общения с учениками; навигатора, обучающего ориентироваться в море онлайн-информации; инноватора, внедряющего новые технологии для обогащения учебного процесса.
В целом выступления всех докладчиков вызвали большой интерес. Участники конференции выразили благодарность организаторам и спикерам за подготовку интересной практико-ориентированной конференции, отметили ее высокий профессиональный уровень. Завершающим аккордом конференции стало стихотворение, прочтенное вдохновленной выступлениями спикеров слушательницы, присутствовавшей в зале.
Запись конференции доступна по ссылке: