Полезные советы от Линии помощи «Дети Онлайн»: Что делать если ты «выиграл» смартфон, но потерял деньги?
Как показывает статистика, около 7% обращений на Линию помощи «Дети Онлайн» относятся к потребительскому типу рисков, связанных со злоупотреблением прав потребителей товаров и услуг в Интернете. В Интернете можно столкнуться с разными видами мошенничества, но любимым местом для поиска быстрых жертв остаются социальные сети.
Просматривая ленту новостей в социальных сетях, пользователи периодически видят привлекательные объявления от продавцов дорогой фототехники и смартфонов. Авторы объявлений рассказывают примерно следующую историю: магазин закрывается или переезжает, а у продавцов осталось большое количество фотоаппаратов, планшетов, смартфонов или другой дорогой техники. Продать ее они не могут или не хотят, поэтому решили раздать бесплатно пользователям, которых выберут случайным методом. Условие участия в акции – перепост сообщения. После того, как пользователь делает перепост, он получает сообщение о том, что ему повезло, и он выиграл устройство, но только нужно оплатить его доставку.
Если деньги мошенникам отправлены, вернуть их обратно будет трудно. Тем не менее, необходимо вместе с ребенком обсудить правила предосторожности, чтобы суметь обезопасить себя в будущем.
Объясните ребенку основные признаки, которые помогли бы распознать мошенничество:
Подозрительно выгодное предложение. Вызывает сомнение, что бывшие владельцы магазина бесплатно раздают дорогостоящую технику. Кроме того, еще пытаются организовать ее доставку. Обычно, когда предприятие закрывается, владельцы бизнеса стремятся выручить хотя бы какую-то, пусть маленькую, сумму денег.
Отсутствие контактной информации. Мошенники обычно не указывают контактные данные предприятия (ИП, ООО или ОАО, юридический адрес, ФИО генерального директора), часто у бывшей компании нет официального сайта.
Ненадёжные способы оплаты. Как правило, перевод средств осуществляется не на счёт юридического лица, а в электронный кошелёк незнакомого пользователя.
Для прекращения распространения ложной и опасной информации среди других пользователей можно предпринять следующие действия:
1. Сделайте скриншоты всех сообщений с просьбами оплаты.
2. Направьте жалобу администрации ресурса со скриншотами, пожалуйтесь на мошенничество.
3. Обратитесь также в службу поддержки банка, мобильного оператора или платежной системы (в зависимости от того, каким способом вас просили произвести оплату) и сообщите о факте мошенничества, предоставьте скриншоты.