Круглый стол «Искусство навигации в цифровом мире: психолого-педагогические технологии формирования цифровой компетентности»
В рамках круглого стола обсуждались вопросы повышения цифровой компетентности учителей российских школ, как условия обеспечения информационной безопасности детей и подростков в образовательном учреждении. В мероприятии приняли участие представители Министерства образования и науки РФ, Совета Федерации, Департамента образования г. Москвы, ведущие учёные и специалисты в области образования, представители IT-индустрии, а также учителя московских школ – победителей конкурса «Школа новых технологий».
С приветственным словом к участникам круглого стола обратился директор Федерального института развития образования, Александр Асмолов, который отметил, что в условиях инновационного общества учитель обретает новую роль навигатора в море информационно-коммуникационных технологий. Сегодня перед педагогом встаёт принципиально новая задача - научить детей полезному и безопасному использованию Интернета. Чтобы справиться с этой задачей он сам должен идти в ногу со временем и обладать высоким уровнем цифровой компетентности.
Галина Анисимова, главный специалист-эксперт отдела программ и проектов развития информационных технологий в сфере образования и науки Министерства образования и науки РФ представила письмо первого заместителя министра образования и науки РФ Н.В. Третьяк о рекомендации материалов пособия «Интернет: возможности, компетенции, безопасность» к использованию в системе общего образования.
Декан факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова, Юрий Зинченко выступил с докладом «Методологические основы анализа воздействия средств массовой информации и коммуникации на психическое развитие и здоровье детей и подростков». Он рассказал о работе над концепцией информационной безопасности детей и подростков, основанной на представлении о ребёнке, как о саморазвивающейся системе, нуждающейся не только в безопасном, но и в развивающем контенте.
Директор Фонда Развития Интернет, Галина Солдатова доложила об итогах внедрения пособия «Интернет: возможности, компетенции, безопасность», которое проходило во втором полугодии 2013 года на базе Федерального института развития образования при поддержке компании Google Россия. За это время было обучено более 500 учителей из пяти регионов Российской Федерации (Москвы, Московской области, Новосибирской области, Республики Татарстан, Ульяновской области). Главная задача обучения состояла в подготовке тьюторов из числа педагогов, активно вовлечённых в процессы информатизации образования, готовых повышать цифровую компетентность своих учеников и коллег, тем самым содействуя внедрению инновационных образовательных технологий в учебный и воспитательный процесс.
Высокую оценку пособию «Интернет: возможности, компетенции, безопасность» дал ведущий научный сотрудник Вычислительного центра РАН, Александр Уваров, отметив его соответствие международным стандартам в сфере обучения ИКТ. Вместе с этим, он указал на необходимость дальнейшей работы в этом направлении. Учитель школы №1212, Александр Митькин, один из слушателей программы, поделился своим опытом внедрения материалов пособия «Интернет: возможности, компетенции, безопасность» в учебно-воспитательную работу. Он отметил, что пособие – это готовый инструмент, который учитель сразу же может использовать в своей работе независимо от его специальности и уровня квалификации.
Представители ведущих российских IT-компаний поделились своим опытом реализации образовательных программ информационной безопасности и цифровой грамотности для детей и подростков. Заместитель директора по взаимодействию с органами государственной власти Google Россия, Ксения Корякина рассказала о возможностях, которые открывают для образования сервисы Google. Выступление директора Департамента корпоративной социальной ответственности и внутренних коммуникаций ОАО "МТС", Елены Серёгиной было посвящено реализации проекта «Дети в Интернете», разработанного совместно с Фондом Развития Интернет. Руководитель по социальным программам и спецпроектам компании «МегаФон», Максим Мотин рассказал об уроках «Мобильной грамотности» для школьников. Руководитель пресс-службы RU-CENTER Group, главный редактор журнала "Доменные имена", Виктория Бунчук поделилась опытом проведения конкурса\ «Позитивный контент», который ежегодно представляет интернет-ресурсы, созданные как взрослыми профессионалами, так и детьми.
Директор Института социологии образования РАО, Владимир Собкин поднял вопрос о влиянии информационно-коммуникационных технологий на ценностные ориентиры образования, а также об их роли в решении ребёнком жизненных задач, характерных для различных возрастных периодов. Главный научный сотрудник Российской государственной детской библиотеки, Вера Чудинова рассказала об основных векторах развития библиотеки в условиях информационного общества. «Сохраняя традиционные информационные и библиотечные функции, детская библиотека все больше становится пространством коммуникации, местом дополнительного образования и интеллектуального досуга», - отметила она. Руководитель центра образовательных информационных технологий, ресурсов и сетей Федерального института развития образования, Светлана Авдеева представила результаты исследования уровня ИК-компетенции выпускников российских школ.
В завершении круглого стола развернулась дискуссия, свидетельствующая об актуальности затронутых проблем, а также о востребованности программы «Интернет: возможности, компетенции, безопасность» российским образованием.
После круглого стола для присутствующих учителей была проведена блиц-форсайт-сессия «Школа будущего», в ходе которой участники могли познакомиться с основными тенденциями развития образования на ближайшие тридцать лет.
Педагоги были разделены на три экспертные группы, каждая из которых должна была выбрать и проанализировать один из трендов развития образования и его последствия для учеников и учителей. Результаты анализа были представлены в форме ментальных карт, позволяющих наглядно показать сложные динамические процессы.
В ходе форсайт-сессии были рассмотрены следующие темы: «Поколение Z», «Дистанционное образование», «Экспоненциальный рост». Участники сессии продемонстрировали высокую заинтересованность в сфере информационно-коммуникативных технологий и готовность принять вызовы «школы будущего».
В результате участия в форсайт-сессии учителя приобрели опыт использования инновационных образовательных технологий, как средства подготовки к жизни в быстро меняющемся мире.