Москва подвела итоги «Цифрового детства»
2 декабря 2014 года
Москва, ИТАР-ТАСС
Ведущие специалисты в области безопасности детей в Интернете: политики, государственные деятели, учёные, работники образования и представители IT-индустрии подвели итоги Всероссийской научно-практической программы «Цифровое детство: социализация и безопасность», которая прошла осенью 2014 года в шести регионах Российский Федерации (Нижегородской, Свердловской и Московской областях, Алтайском и Красноярском краях, республике Башкортостан). Мероприятие было организовано Фондом Развития Интернет, Федеральным институтом развития образования, Российской академией образования, факультетом психологии МГУ имени М.В. Ломоносова при поддержке группы компаний МТС. В целом в программе приняло участие более 650 работников образования и более 5000 детей. Итоговое заседание программы состоялось 2 декабря 2014 года в ИТАР-ТАСС. Всего в нём приняли участие более 100 работников образования Москвы и Московской области.
Итоговое заседание конференции «Цифровое детство: социализация и безопасность» открыл А.Г. Асмолов, советник Министра образования и науки РФ, директор Федерального института развития образования, зав. кафедрой психологии личности факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова, академик РАО. В своём выступлении он обозначил главную тему конференции – изменение образа детства в цифровую эпоху и связанные с этим трансформации традиционных институтов социализации подрастающего поколения: семьи и школы. Возникновение Интернета, как в своё время изобретение письменности и книгопечатания, кардинальным образом изменило отношения человека с окружающей его действительностью. Благодаря новым цифровым технологиям перед «детьми в облаках» открываются уникальные возможности для развития и обучения, которых не было ни у одного из предшествующих им поколений. А.Г.Асмолов отметил, что несмотря на все преимущества Интернета, сегодня в обществе ведутся бурные дискуссии о негативном влиянии цифровых технологий на развитие детей и подростков. Многие беды, связанные с пребыванием современных школьников в Глобальной сети, всем очевидны, однако глубоко неправильно заявлять, что “все беды – от Интернета!” Ведь точно так же в своё время говорили, что “все беды – от телевизора”, а ещё раньше кому-то казалось, что во всём виновны книги. Чрезмерное стремление минимизировать сетевые риски может привести человечество к новой волне луддизма и полному отрицанию ценности научно-технического прогресса в истории общества, поэтому именно сегодня необходимо соблюдать баланс между контролем и развитием. Преобладание культуры контроля, культуры безопасности ставит под угрозу существование открытого демократического общества, в котором риск выступает как исходная ситуация развития личности. Главным вектором развития образования сегодня должен стать переход от культуры безопасности к культуре риска. Благодаря Интернету современная школа утрачивает монополию в сфере воспитания и социализации подрастающего поколения, открывая тем самым пути для развития системы дополнительного образования. Для того чтобы справиться со всеми вызовами информационно общества современное образование должно стать более мобильным и вариативным. В связи с этим, важную роль в процессе образования приобретают такие открытые пространства социализации, как библиотеки, музеи и другие организации дополнительного образования.
Не секрет, что мечта взрослых — обезопасить детей, избавив их от негативного воздействия бесправного контента, который связан с распространением информации о наркотиках, порнографией, с актами ненависти. Но с другой стороны, современные дети уже не могут жить без Интернета. И либо мы пойдем по пути запретов, но запретный плод, как известно, сладок, либо мы вместе пойдем по пути развития позитивного контента. Примером такого контента может служить электронный учебник второго поколения, формат которого предполагает активное взаимодействие взрослых и детей, учеников и учителей, становясь благодаря этому мостом между цифровыми аборигенами и мигрантами. Завершая своё выступление, А.Г. Асмолов призвал обернуть использование Интернета на пользу детей, приобщив его к образовательному процессу, чтобы избежать опасности превращения «наших детей в манкуртов или деревянных солдат Урфина Джюса». А.Г. Асмолов подчеркнул, что необходимо чётко уяснить для себя те реалии, с которыми нам предстоит мириться. Надо понять, что сегодня школа уже не является главным и единственным местом, где учат и воспитывают детей. Интернет постепенно берёт на себя её функции. Всемирная паутина – это ключевая социальная инновация конца XX – начала XXI веков, но её роль и степень воздействия на массы до сих пор недопонята и недооценена. Благодаря Интернету появилось поколение детей, обладающих иными качествами, коих не было раньше.
Тема защиты детей и подростков от негативного контента был продолжена и раскрыта Ю.П. Зинченко, деканом факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова, Главным учёным секретарем РАО, Президентом Российского психологического общества, академиком РАО. В своём докладе он рассказал о Концепции информационной безопасности детей и подростков в сети Интернет, разработанной в 2013 году на факультете психологии МГУ имени М.В. Ломоносова. В работе над документом принимали участие ученые и специалисты МГУ им. М.В. Ломоносова, Санкт-Петербургского государственного университета, Первого Московского государственного медицинского университета им. И.М. Сеченова, Высшей школы экономики, Московского городского психолого-педагогического университета, Южного федерального университета, Аппарата уполномоченного при президенте РФ по правам ребенка. Концепция является уникальной научно-методической разработкой, и не имеет аналогов в мировой практике. В 2014 году Концепция прошла публичное обсуждение на сайте Роскомнадзора РФ.
Главная задача концепции – разработка рекомендаций по правоприменительной практике Федерального закона №436 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» от 29 декабря 2010 года. В ходе работы над концепцией экспертами были выявлены серьезные несоответствия возрастной классификации в законе реалиям — уровню развития ребенка. Основной акцент в законе сделан на «запретительную и карательную функцию», но это не может оградить детей от воздействия негативной информации в Интернете. Поэтому коллектив исследователей рекомендовал пересмотреть положения закона, сосредоточив его действие «на развитии конкурентоспособного контента, который бы постепенно вытеснял все остальное», чтобы «закон определял не то что нельзя, а то, что нужно и полезно». В связи с этим, необходимо перестроить подходы к обучению детей, предложив им то, что будет интересно и полезно. Причём как в реальном, так и в виртуальном пространстве. Ю.П.Зинченко подчеркнул, что речь идёт о создании такого контента, который бы мог привлечь внимание ребят, заинтересовать их, мотивировать на освоение определённых объёмов полезной информации и при этом полностью соответствовать нынешнему законодательству. При этом следует исходить не из того, что можно, а из того, что нужно детям.
Подробнее о работе Законодательной власти в сфере защиты детей и подростков от негативного влияния Интернета рассказала Л.Н. Бокова, заместитель председателя Совета Федерации РФ по конституционному законодательству и государственному строительству. В своём докладе она отметила, что помимо законотворческих инициатив, защищающих детей от негативного контента, необходим поиск более эффективных решений, направленных на формирование культуры и гигиены использования Интернета у подрастающего поколения. В качестве примера такого решения она привела Единый урок безопасного Интернета, который прошёл этой осенью во всех регионах РФ по инициативе Совета Федерации. В рамках этого проекта более 4600 учителей зарегистрировались на онлайн-площадке, созданной специально для этой цели при поддержке Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Более 4000 учителей получили доступ к онлайн-трансляции и видеоматериалы конференции «Поколение NEXT. ДЕТИ 2014», в рамках которой 27 октября 2014 г. был дан официальный старт Уроку. 30 октября 2014 года на базе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Лицей» (г. Реутов Московской области), был проведён Единый урок безопасности в сети Интернет, в котором приняла участие член Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Людмила Николаевна Бокова. Результаты Единого урока говорят о том, что современных детей необходимо учить основам информационной безопасности и делать это нужно как можно раньше, начиная со второго класса, как только школьники садятся за компьютеры на самых первых уроках информатики.
От компании МТС с приветственным обращением к участникам конференции обратилась Е.И. Серёгина, директор Департамента корпоративной социальной ответственности Группы компаний МТС. Она отметила, что МТС, как ведущий телекомоператор в России, чувствует ответственность перед своими абонентами как взрослыми, так и детьми. Именно поэтому в компании большое внимание уделяется разработке технических решений и реализации гуманитарных проектов, помогающих сделать Интернет полезным и безопасным для детей. Одним из примеров такого проекта является образовательный-выставочный проект «Дети в Интернете», который МТС реализует совместно с Фондом Развития Интернет с декабря 2011 года.
Особенности детства в цифровую эпоху были подробно раскрыты в докладе Г.В. Солдатовой, директора Фонда Развития Интернет, член-корр. РАО. Основываясь на результатах исследований, проводимых Фондом Развития Интернет, она описала портрет цифрового поколения. Рассматривая детство, вслед за классиками культурно-исторической психологии, как общественно историческое образование, Г.В. Солдатова отметила, что Интернет вносит в развитие ребёнка новую инфокоммуникационную координату, существенным образом изменяя процессы социализации личности. По данным Всероссийского исследований цифровой компетентности в 2013 году почти 90% российских школьников пользовались Интернетом ежедневно, в среднем каждый третий российский подросток проводил от трех до пяти часов в будни и выходные, каждый шестой – от пяти часов до восьми. Очевидно, что такое интенсивное использование цифровых технологий и изменение образа жизни не может не повлиять на развитие ребёнка. Дискуссии на эту тему ведутся сегодня представителями разных научных направлений, тем не менее, наука пока не располагает однозначными данными, свидетельствующими о пользе или вреде Интернета. Однако, какими бы не были эти изменения, большинство исследователей сходятся в одном мнении: дети, выросшие в цифровую эпоху и нередко составляющие одно целое с компьютером, отличаются от представителей других поколений. В то же время, несмотря на то, что некоторые дети сегодня начинают использовать планшеты и смартфоны раньше, чем делают первые шаги и произносят первые слова, это вовсе не значит, что они обладают врожденной цифровой грамотностью. Исследования показывают, что ее уровень низок и у детей, и у взрослых – родителей и учителей. И дети, и взрослые нуждаются в повышении всех видов цифровой компетентности: информационной, коммуникационной, технической и потребительской. В условиях стремительного проникновения Интернета во все сферы нашей жизни и стирания границ между оффлайном и онлайном мы должны учить наших детей не просто технологиям, а социальным и поведенческим навыкам, позволяющим им быть успешными в этом новом мире. Именно такой подход представлен в образовательных программах, разработанных Фондом Развития Интернет, в его информационно-просветительской и консультационной работе.
О работе государства в сфере контроля и надзора за негативным контентом в Интернете рассказал Е.Ю. Зайцев, начальник отдела планирования и работы с территориальными управлениями Роскомнадзора. Сегодня, когда информация стала свободной, ребёнок не может самостоятельно выбирать только безопасный для своего развития контент. В связи с этим в 2012 году вступил в силу ФЗ-139, согласно которому к запрещённой информации были отнесены детская порнография, информация о наркотических средствах и призывы к самоубийствам. С момента вступления закона в силу на Горячую линию Роскомнадзора поступило более 14 500 обращений от граждан и инициативных групп, среди которых лидируют жалобы на сайты, связанные с распространением наркотиков. Всего в Роскомнадзор поступило около 2100 судебных решений о признании информации запрещённой, на основании которых в единый реестр запрещённой информации было внесено более 3800 интернет-ресурсов. Большое внимание в работе Роскомнадзор уделяет взаимодействию с общественными организациями и движениями, призванными повысить социальную ответственность граждан РФ.
С приветственным словом от Министерства образования и науки РФ выступила Г.В. Анисимова, главный специалист-эксперт отдела программ и проектов развития информационных технологий в сфере образования и науки Министерства образования и науки РФ. Она отметила, что Министерство хорошо понимает то колоссальное влияние, которое цифровые технологии оказывают на подрастающее поколение, меняя привычный образ детства. Сегодня трудно переоценить это влияние, и образование должно, как и прежде, идти впереди развития, а процесс социализации в Интернете должен приобрести систематизированный характер. Современный учитель должен вести за собой своих учеников в увлекательный мир Интернета и цифровых технологий. Именно поэтому Министерство поддерживает и реализует целый ряд инициатив, связанных с повышением цифровой компетентности всех участников образовательного процесса, начиная от учителей и административного состава образовательных организаций и заканчивая школьниками и их родителями. В качестве примеров таких мероприятий Г.В. Анисимова привела Единый урок безопасного Интернета и готовящуюся всероссийскую акцию «Час кода», которые аргументированно показывают необходимость двустороннего характера работ по приобщению детей к миру Интернета. Было подчеркнуто, что очень важно наладить эффективный диалог между государством, наукой, образованием и бизнесом, каждый из участников которого имел бы возможность высказаться и быть услышанным.
Тема создания позитивного образовательного контента была раскрыта в докладе А.С. Соловейчика, вице-президент издательства «Просвещения», в котором он рассказал о создании электронного учебника второго поколения – первого массового электронного учебника в мировой педагогической практике. Новый учебник должен появиться в российских школах уже в 2015 году и стать пространством для общения между учителями и их учениками. Как показывают опросы, многие учителя не готовы использовать Интернет в своей работе на уроке, поскольку они не владеют необходимыми педагогическими методами и приёмами. Восполнить этот пробел поможет электронный учебник нового поколения.
Об изменениях образования в условиях информационного общества подробнее рассказал А.М. Кондаков, президент Института мобильных образовательных систем, член-корреспондент РАО. Чтобы стать конкурентно способным современное образование должно активнее использовать информационно-коммуникационные технологии. Программы должны стать более практикоориентированным, ученики должны быть готовы использовать полученные знания в жизни и научиться самостоятельно управлять процессом обучения. Также изменения должны произойти в системе «ученик – учитель», важно, чтобы они строились на принципах партнёрства и равенства.
О психологических особенностях цифрового поколения рассказала О.А. Карабанова, заведующий кафедрой возрастной психологии факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова. По её словам, сегодня Интернет из альтернативной формы социализации становится магистральным путём развития подрастающего поколения, предлагая новые способы и механизмы формирования личности. Интернет - это не только новое информационное поле, это ещё и новое коммуникационное пространство, новые социальные практики, а если говорить шире – совершенно новый особый мир. Вместе с этим, О.А. Карабанова отметила ряд проблем, связанных с интернет-социализацией: Во-первых, это углубляющийся цифровой разрыв между поколениями – сегодня многим взрослым приходится учиться у своих детей пользоваться Интернетом и мобильными гаджетами. Во-вторых, в условиях бурного развития цифровых технологий возникает риск усиления социальной стратификации детства, связанный с разной степенью доступности к Интернету. В-третьих, у детей меняется мировосприятие: грань между реальностью и виртуальностью стирается. У подрастающего поколения формируется иллюзию пространственной и временной бесконечности и обратимости мира и всемогущества, поэтому они в сети они могут казаться себе неуязвимыми и крутыми суперменами, а потом пытаться вести себя точно так же и в обычной жизни, что нередко приводит к серьёзным проблемам. В-четвертых, поскольку ребёнок обладает разными возможностями в реальном и виртуальном мире, это может привести к утрате границ собственного Я.
О роли детской библиотеки в развитии и воспитании личности рассказала М.А. Веденяпина, директор Российской государственной детской библиотеки. Современная библиотека активно интегрируется в пространство Интернета, а значит проблема информационной безопасности актуальна для неё не меньше, чем для школы. Традиционно библиотека выступала фильтром и навигатором в море информации для подрастающего поколения, и сегодня эта роль востребована обществом как никогда. Для того, чтобы уберечь юных читателей от негативного контента РГДБ с 2012 года реализует программу «Вебландия», содержащую лучшие сайты русскоязычного сегмента Интернета.
Завершилось заседание выступлением Е.И. Беспалова, генерального директора АНО «Центр современного просвещения», о Всероссийском онлайн-конкурсе по полезному и безопасному
использованию Интернета и мобильной связи «Интернешка». Конкурс проводится при поддержке Комитета по вопросам семьи, женщин и детей ГД РФ, компании МТС, компании Kaspersky Lab уже в седьмой год, и каждый раз он неизменно привлекает внимание широкой аудитории. В 2013 году в конкурсе приняло участие более 5 000 школьников. Очередной этап конкурса стартует 2 декабря 2014 года, а итоги будут подведены 10 февраля 2015 года на Неделе безопасного Интернета.
Вторая половина заседания была посвящена практическим аспектам информационной безопасности детей и подростков в сети Интернет.
Ведущий тренер HiPro ОАО «Мобильные ТелеСистемы» Т.Ю. Елизаров представил слушателям футурологический прогноз «ИКТ будущего» от ведущего оператора связи России. Интернет и мобильная связь настолько изменили наш образ жизни, что современные дети не способны узнать и понять назначение бытовых приборов (радио, телевизора, телефона), выпущенных в конце прошлого века. Если подобные темпы развития технологий сохраняться, то, возможно, в будущем человечество ожидает новый виток эволюции, связанный с всё более глубоким проникновением цифровых технологий в нашу жизнь. Облачные технологии, Интернет вещей, Нейронет - всё то, что ещё вчера можно было встретить лишь на страницах фантастических романов, в скором времени станет реальностью, в которой предстоит жить подрастающему поколению. Поэтому цифровую компетентность детей и подростков необходимо повышать сегодня, чтобы завтра они были готовы принять вызовы информационного будущего и могли чувствовать себя свободно и безопасно в инновационной инфокоммуникационной среде.
Завершилась конференция мастер-классом «Как поговорить с ребёнком об Интернете?», который провёл Владимир Шляпников, директор по социальным проектам Фонда Развития Интернет. Участникам конференции был представлен сценарий родительского собрания, включающего в себя полезную информацию и практические советы для родителей о безопасности детей в Интернете. В ходе собрания слушатели получили ответ на три главных вопроса: Почему нужно говорить с ребёнком об Интернете? О чём именно нужно говорить с ребёнком? И как правильно это сделать? К сожалению, большинство родителей сегодня недооценивают все риски, связанные с использованием инфокоммуникационных технологий, и плохо себе представляют, чем их дети занимаются в Интернете. Задача родительского собрания восполнить эти пробелы и сократить цифровой разрыв между поколениями.
Современные родители имеют смутные представления о том, чем их дети занимаются в Интернете, какие риски и угрозы подстерегают их в Сети. Главным источником информации в этой области как для взрослых, так и для детей становятся публикации в СМИ, которые довольно часто содержат недостоверную информацию и сеют панику среди родителей. Поэтому многие взрослые чувствуют себя беспомощными перед угрозами Интернета, и не знают, как защитить от них своих детей. Да, и подрастающее поколение не слишком рассчитывает на помощь родителей и учителей. Столкнувшись с проблемой, они скорее обратятся к сверстникам – друзьям и одноклассникам, чем ко взрослым. Родителям проще установить программу родительского контроля, чем поговорить с ребёнком обо всех опасностях и рисках, которые могут подстерегать его в Сети. Однако, как показывает практика, ни одна программа не даёт 100% защиты, только доверительные отношения с ребёнком являются гарантией безопасности в Сети. Именно поэтому родителей нужно учить разговаривать со своими детьми об Интернете, ни в коем случае не стоит их ругать, запугивать или запрещать пользоваться компьютером. Важно успокоить ребёнка, помочь ему разобраться в том, что именно он сделал не так, провести вместе с ним небольшое «детективное расследование». Пусть он сам обнаружит свои ошибки, чтобы в будущем избежать аналогичных ситуаций. Такой подход позволит родителям не только повысить цифровую компетентность своих детей, но и поможет сформировать доверительные отношения, которые сами по себе являются самой надёжной защитой от любых онлайн-рисков.
Организаторы конференции благодарят всех её участников за плодотворную совместную работу и выражают надежду на продолжение сотрудничества в новых форматах!