Конференция традиционно прошла в рамках 18-й Недели Безопасного Рунета – общероссийской кампании, посвященной проблемам безопасного и позитивного использования интернета и цифровых технологий. Неделя Безопасного Рунета приурочена к Международному Дню безопасного Интернета, отмечаемому каждый второй вторник февраля.

Девятая международная научно-практическая конференция «Психологическое благополучие цифрового поколения в условиях глобальных вызовов» состоялась 14 февраля 2025 года

Конференция была организована и проведена Фондом Развития Интернет, совместно с Научно-образовательным центром изучения личности в цифровой и смешанной реальности Московского института психоанализа, факультетом психологии МГУ имени М.В. Ломоносова, Отделом мониторинга рисков Центра социально педагогического сопровождения Института развития образования КУРО при поддержке Министерства образования Московской области, Координационного центра доменов.RU/.РФ, Российской ассоциацией электронных коммуникаций, Центра Безопасного Интернета («НеДопусти!»).

Фото

Фотоотчёт по ссылке в группе ВК

Цель конференции в этом году – обсуждение теоретических и прикладных аспектов цифровой социализации, связанных с профилактикой цифровых рисков и деструктивного поведения, формированием цифровой культуры, повышением цифровой компетентности и благополучия у цифрового поколения в условиях глобальных вызовов.

Конференция прошла в очном формате с онлайн-трансляцией на площадке Московского института психоанализа. В качестве докладчиков в конференции приняли участие ведущие специалисты из крупнейших университетов, институтов и научно-исследовательских центров Москвы, Санкт-Петербурга, Казани, Томска, Костромы, а также зарубежные эксперты: МГУ имени М.В. Ломоносова, МГППУ, МИП, ФНЦ ПМИ, ИП РАН, НИУ ВШЭ, Казанский федеральный университет, Томский государственный университет, РГПУ им.  А.И. Герцена, НМИЦ ПН имени В.П. Сербского, Костромской государственный университет, Республиканский университет высшей школы Беларуси, Университет штата Индиана США и другие. Слушателями стали психологи-практики, учёные-исследователи, студенты, работники системы дошкольного, общего, профессионального и дополнительного образования. Помимо дистанционных подключений конференцию очно посетило более ста двадцати человек.

Торжественное открытие пленарного заседания началось с приветственных слов организаторов и почетных гостей, подчеркнувших значимость данного мероприятия для научного и практического сообщества. Первой к участникам обратилась модератор конференции Галина Владимировна Солдатова, академик РАО, профессор кафедры психологии личности МГУ, директор Фонда Развития Интернет, заведующая кафедрой социальной психологии и руководитель Центра изучения личности в цифровой и смешанной реальности МИП. Она рассказала слушателям о традициях празднования Международного Дня безопасного Интернета и обозначила основные цели и задачи конференции, задав тон последующей дискуссии. Слова приветствия и пожелания успешной работы участникам в формате видеообращения также адресовал ректор МИП Лев Игоревич Сурат. В приветствии проректор МИП Александр Александрович Демидов подчеркнул актуальность киберпсихологии как научной и практической области и отметил реализуемую по этой тематике магистратуру «Психологическая наука в условиях глобальных вызовов». Кульминацией церемонии открытия стало выступление Александра Григорьевича Асмолова, академика РАО, заведующего кафедрой психологии личности факультета психологии МГУ и научного руководителя Московского института психоанализа, который еще раз акцентировал внимание аудитории на необходимости глубокого и всестороннего обсуждения влияния цифровых технологий и предложил исследователям исходить из позиции Незнайки, выступающего в роли «ребёнка-вопроса», готового с любопытством и бесстрашием к вызовам неопределенности цифрового мира.

Пленарное заседание продолжилось серией докладов, посвященных актуальнейшим вопросам влияния цифровизации на благополучие личности. Галина Владимировна Солдатова представила возможные векторы трансформации технологически расширенной личности и показала специфику благополучия разных типов – от цифровых доноров до цифровых кентавров, подкрепив выводы данными популяционного исследования российской молодежи 2025 года. Александр Николаевич Веракса, академик РАО, заведующий кафедрой психологии образования и педагогики факультета психологии МГУ в своем выступлении сфокусировался на самых юных цифровых пользователях – дошкольниках, продемонстрировав с опорой на многолетние эмпирические исследования зоны риска и возможностей использования цифровых технологий для детей этого возраста.  Виктор Павлович Шейнов, профессор кафедры психологии и педагогического мастерства Республиканского университета высшей школы Беларуси, рассказал об исследованиях цифровых зависимостей от смартфонов, социальных сетей и видеоигр у разных возрастных групп и их связи с такими показателями психологическим неблагополучия как депрессия, тревога, агрессия, прокрастинация и нарушения сна. Завершила первую часть пленарного заседания заведующая лабораторией психологии подростка ФНЦ ПМИ, декан факультета общей и клинической психологии МИП Татьяна Давидовна Марцинковская докладов об особенностях самореализации и развитии поколения Z в условиях изменчивого цифрового мира.

Второе пленарное заседание открылось выступлением в видеоформате Мишель Райт, профессора факультета психологии Университета штата Индиана США. В своем докладе она осветила такую деструктивную практику как кибербуллинг и предложила практические рекомендации, связанные с формированием цифрового гражданства и цифровой доброты как эффективных инструментов противодействия этому явлению. Выступление заведующей кафедрой возрастной психологии факультета психологии МГУ Ольги Александровны Карабановой было посвящено цифровой компетентности как важному фактору психологического благополучия личности. В своем докладе Тимофей Александрович Нестик, заведующий лабораторией социальной и экономической психологии ИП РАН и ведущий научный сотрудник кафедры психологии личности факультета психологии МГУ, обратил внимание слушателей на влияние восприятия внешних угроз на психологическое состояние молодежи на основе данных социологических мониторингов и психологических исследований и поставил вопрос о необходимости нового взгляда на изучение роли тревоги в благополучии молодежи. На материалах серии эмпирических исследований за последние пять лет Анастасия Владимировна Микляева, профессор кафедры общей и социальной психологии Института психологии РГПУ им. А.И. Герцена, осветила различия в использовании разных цифровых устройств для познавательной деятельности школьников и студентов, продемонстрировав, что использование смартфонов эффективно для легких поисковых задач, тогда как работа на компьютере дает возможность более глубокого погружения в изучаемую проблему в отличие от смартфона. В конференции по видеосвязи из Казани принял участие Руслан Наильевич Хакимзянов, заведующий кафедрой клинической психологии и психологии личности Института психологии и образования Казанского федерального университета. В докладе были представлены уникальные данные о психологических особенностях подписчиков деструктивных интернет-сообществ, посвященных суицидальной направленности, анархическим движениям, скулшутингу, криминальным субкультурам, ультрадвижениям и околофутболу. В завершении пленарной части Дмитрий Сергеевич Корниенко, старший научный сотрудник лаборатории психологии детства и цифровой социализации ФНЦ ПМИ, поделился результатами исследования особенностей цифровой самопрезентации личности и ее связи с личностными характеристиками, в том числе, показав, что одиночество в наибольшей степени предрасполагает к конструированию фальшивой самопрезентации.

Пленарные заседания продемонстрировали широту и глубину научного поиска в области киберпсихологии, собрав впечатляющий состав экспертов и представив разнообразные подходы к изучению взаимодействия человека и цифрового мира, что вызвало живой интерес у аудитории слушателей.

Во второй половине дня прошли тематические секции.

Секция «Цифровая повседневность и благополучие: проблемы, риски и способы решения» была посвящена анализу сложных взаимосвязей между цифровыми технологиями и психологическим благополучием в условиях все большей конвергенции реального и виртуального миров. Модераторами секции выступили старший научный сотрудник кафедры психологии личности факультета психологии МГУ, ведущий научный сотрудник Центра изучения личности в цифровой и смешанной реальности МИП Светлана Вячеславна Чигарькова и доцент кафедры нейро- и патопсихологии факультета психологии МГУ Елена Игоревна Рассказова. Разнообразие поднятых в докладах тематик отразило многогранность обсуждаемого проблемного поля: цифровое благополучие как новый самостоятельный феномен в условиях возрастания роли цифровой повседневности; риски и возможности формирования виртуальной идентичности на примере взаимодействия с аватарами; особенности медиации цифровой активности младших школьников со стороны родителей, друзей и братьев и сестер; систематические риски и этические аспекты генеративного искусственного интеллекта; медиамногозадачность как новый способ адаптации к смешанной реальности и проблемы ее эффективности. Отдельный блок докладов был посвящен специфическим цифровым деструктивным практикам: использованию механизмов компьютерных игр для вовлечения геймеров на примере гача-игр, фаббингу как новой проблеме в романтических отношениях, виктимизации несовершеннолетних в ситуациях кибегруминга на материалах судебных экспертиз.

Секция «Цифровые трансформации в образовании: возможности и вызовы благополучию» стала площадкой для активного диалога между исследователями и практиками. Участники обсудили широкий круг вопросов, связанных с различными форматами образования в условиях цифровизации. Модераторами секции выступили заведующий кафедрой психологии личности и дифференциальной психологии МИП Владимир Николаевич Шляпников и Светлана Николаевна Илюхина, научный сотрудник Центра изучения личности в цифровой и смешанной реальности МИП, психолог факультета психологии МГУ. Спикерами были затронуты ключевые темы, связанные с влиянием цифровых технологий на различные уровни образования – от дошкольного до высшего. Обсуждались как положительные возможности онлайн-обучения и использования современных технологий, так и возникающие вызовы для психологического и когнитивного развития учащихся. Особое внимание уделили вопросам адаптации к дистанционному формату, использованию игр и книг с дополненной реальностью, а также роли искусственного интеллекта в образовании и влиянию цифровизации на семейные отношения.

Секция «Цифровая социализация глазами молодых ученых» собрала студентов, магистрантов и аспирантов. Модераторами секции выступили Ренат Кажавадинович Даиров, выпускник магистратуры кафедры психологии личности факультета психологии МГУ, Анастасия Сергеевна Клишевич, младший научный сотрудник Центра изучения личности в цифровой и смешанной реальности МИП и сотрудник кафедры психологии личности факультета психологии МГУ, и Марина Валерьевна Сиян, младший научный сотрудник Центра изучения личности в цифровой и смешанной реальности МИП,  младший научный сотрудник лаборатории «Центр социокультурных проблем современного образования» ФНЦ ПМИ и аспирант кафедры психологии личности факультета психологии МГУ. На секции молодые ученые представили широкий спектр исследований: от особенностей игры у дошкольников и анализа потребления ими информационных продуктов до изучения специфики ведения переговоров в виртуальном пространстве и адаптации к технологиям представителей разных поколений. Активное участие молодых исследователей в научном диалоге подчеркивает их стремление к пониманию и решению актуальных задач современности.

Участники активно взаимодействовали, обменивались опытом и обсуждали актуальные вопросы. Конференция стала площадкой для продуктивного обмена знаниями и укрепления сотрудничества между специалистами в области цифровой социализации и киберпсихологии.